Миллион в конвертах События

Миллион в конвертах

На днях одна популярная фирма представила новую разработку – проигрыватель для виниловых пластинок, который подключается к колонкам не с помощью кабелей, а по Wi-Fi. Так символично сошлись две технологии: одной больше ста лет, другой – пара десятков. Почему это произошло и кому это нужно?

Да, виниловые пластинки, которые казались безнадежно устаревшими еще в начале 90-х, в новом веке вернулись. И, похоже, всерьез и надолго – вопреки mp3, стримингу и прочим изобретениям нового века.

Возвращение винила – феномен, которому трудно подобрать объяснение. Но мы все-таки попробуем. Дело в том, что примерно с 60-х годов XX века шоу-бизнес на Западе и продвинутом Востоке привык к тому, что основные деньги артисты зарабатывают на продажах физических носителей – пластинок, CD, кассет и так далее. А концерты – сопутствующая деятельность скорее рекламного характера: выход альбома – повод отправиться в турне. В новом веке с изобретением технологии обмена файлами система перевернулась: продажи физических носителей упали в десятки и сотни раз, и единственным надежным источником дохода остались концерты (правда, выросли цены на билеты). Рекорд-бизнес все молча похоронили уже лет 15 назад: кому он нужен, если альбом можно записать у себя дома и выложить куда угодно? Остальное – дело техники, наглости и везения: новая песня «зайдет» слушателям или «не зайдет», как сейчас принято говорить, вне зависимости от статуса исполнителя – звезды или интернет-фрика. Путь от творца к слушателю сократился.

В тысячи раз упали продажи CD и DVD; аудиокассеты исчезли как вид. Виниловые пластинки, напротив, подорожали в цене и прибавили в тиражах. Конечно, это не те цифры, что раньше. Любая современная среднестатистическая группа может рассчитывать на издание нового альбома тиражом от трех до пяти тысяч экземпляров, а то и больше. У мировых звезд и подобная статистика соответствующая. Но главные бестселлеры винилового рынка – это старинные рок-легенды: The Beatles, Led Zeppelin, Queen. Все их обновленные альбомы, и так знакомые меломанам до ноты и буковки, «улетают» на виниле.

Так, четыре года назад альбом «The End­less River» ветеранов британской психоделии группы Pink Floyd признали самой быстро продаваемой виниловой пластинкой века: 6000 экземпляров в первую неделю продаж. Благодаря тому же «Флойду» по итогам 2014 года общее количество проданных новых виниловых пластинок превысило 1 миллион экземпляров – впервые за пару десятилетий. Объем рынка по подсчетам составил 20 млн фунтов в год (по свежим данным – 25 млн фунтов).

Кто покупатель этих черных – или разноцветных – «плит»? Взрослые ностальгирующие мужчины с деньгами. Неувядающая слава старого рока, всех вышеперечисленных «битлов» и «цеппелинов» – заслуга их кошелька. Другая активная группа покупателей – молодежь. Студенты, хипстеры… Эти ребята иногда даже не держат дома никакого проигрывателя, даже самого простенького: зачем, если послушать можно в Apple Music (или другом стриминге). Но в молодежных магазинах вроде «Республики» на витринах виниловые проигрыватели в варианте будто для студенческой комнаты: маленькие и за 6–8 тысяч рублей.

Так зачем вообще эти «пласты»? Как в любом сложном феномене, у возрождения винила в цифровую эпоху есть три-четыре равно важных фактора. Итак.

Тактильный/визуальный. Людям нравится смотреть, трогать, держать в руках. Известный журналист, автор программ на радио «Эхо Москвы» и профессиональный битломан Владимир Ильинский, так рассказывает про свою виниловую ориентацию: «Я человек виниловой эпохи. Многие тогда просто мечтали подержать в руках не просто пластинку фирмы “Мелодия”», а настоящий, тамошний, винил любимой группы. Вскрыть запечатанный диск – это особое удовольствие, ритуал! Стипендия у меня была 45 рублей, диск стоил 45–50. То есть за год я мог купить 12 дисков. За год! Тогда каждый альбом был прорывом в новый мир. Это было счастье. Забыть нельзя, как первую любовь, отказаться от винила ради каких-то новых источников звука – это кощунство».

Коллекционный. И слушатели, и сами музыканты хотят, чтобы студийные труды были изданы в понятном виде, не просто плавали файлами в сети. Чтоб вот записал ты альбом – и издан он чтоб был как, не знаю, книга. Твоя «Война и мир», где ничего ни прибавить, ни убавить. На века! На патефоне звучать будет, даже когда электричество в мире закончится. Я поймал себя на мысли, что хожу на концерты авангардного джаза и прочей так называемой «собачатины» не только для того, чтоб послушать живую музыку, но и чтобы купить у музыкантов винил. Да, это сейчас хороший тон: сами издали, сами продаем на концертах. Цены – 10–20 евро примерно. 700–1000 рублей по курсу. Такой продукт не купишь больше нигде, а память – на всю жизнь.

Престиж. Во всем мире круто иметь дома систему класса хай-энд и коллекцию пластинок, пусть это даже сто разных изданий альбома «Dark Side of the Moon» тех же Pink Floyd или юбилейное полувековое переиздание «Сержанта Пеппера».

Качество звучания. Да, многие – как и выше процитированный Владимир Ильинский – так и не привыкли к «консервному» холодному звуку компакт-дисков. Все насмешки в стиле «у винила теплый ламповый звук» виниломаны воспринимают совершенно серьезно: ну да, он именно теплый, потому что ламповый. А еще немного пыльный, но светлый, уютный… «А вы что, сами не слышите, у вас ушей нет?», – искренне удивляются они. Профессионалы на их стороне. Вот что об этом думает продюсер и бас-гитарист группы «Машина времени» (которая тоже каждый новый альбом издает на «тяжелом» виниле): «Звук CD не дает полного представления о том, что же вообще писали музыканты. Только винил дает слушателю правильное понимание звука, того, который хотели создатели. Классика и джаз на виниле, если они записаны настоящими звукоинженерами, звучат просто потрясающе!»

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

В Советском Союзе во времена «Мелодии» было несколько заводов, печатавших виниловые пластинки, – в Подмосковье (Апрелевский завод), Ленинграде, Риге, Таллинне, Тбилиси, Баку и Ташкенте. В 1991 году союзные республики стали заграницей, а от российских заводов ничего не осталось. Апрелевку, например, постигла перестроечная участь: ее приватизировали и распродали помещения под офисы. Куда делись все станки Апрелевки – точно неизвестно. Часть из них оказалась за границей, остальные, вполне возможно, сдали на металлолом.

Российское предприятие «Ультра Продакшн» купило пару мелодийных станков в Германии и в Англии: на этих станках родные инвентаризационные номера «Мелодии». Пиар-директор «Фирмы Мелодия» Карина Абрамян говорит, что уже некоторое время печатает все тиражи именно в России, на «Ультра»: «Для того чтобы напечатать винил в Европе, требуется от четырех до шести месяцев, поэто­му “Мелодия” стала работать с “Ультра”. Пока нам удалось выпустить эти проекты без ущерба для качества».

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»

Итальянские сезоны Гергиева События

Итальянские сезоны Гергиева

В Мариинском театре поставили редкую оперу Верди «Эрнани»

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе События

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе