Традиционные встречи «Петя и волки» критика и композитора Петра Поспелова в Музее Прокофьева объединяют не только музыкантов, но и режиссеров, журналистов, писателей и поэтов. Беседы всегда получаются очень разными, просто потому что здесь нет какого-то строгого формата. Любой желающий может задавать вопросы и менять ход вечера. Впрочем, есть и обязательная часть – живая музыка.
Гостями октябрьского #Нелектория стали композитор Владимир Раннев и писатель Дмитрий Данилов. Оба никогда вместе не работали, но стали хэдлайнерами прошедшего театрального сезона. Данилов получил «Золотую Маску» в номинации «Лучшая работа драматурга» за спектакль Театра.doc «Человек из Подольска». Раннев, видимо, войдет в шорт-лист этой премии в 2019 году: его опера «Проза», премьера которой состоялась в Электротеа тре зимой, высоко оценена критикой. Недавно спектакль получил оперную премию «Casta Diva».
Поспелов говорил о сложности устройства сочинений Раннева и об узнаваемости его музыки, а также сравнил композитора с Вагнером и уловил некую схожесть с идеями об универсальном произведении искусства (Gesamtkunstwerk). Эта ассоциация была вызвана «Прозой», в которой композитор выступил как драматург и режиссер. Опера основана сразу на двух текстах: один – «Степь» Антона Чехова – существует в спектакле как музыкальное произведение, он поется; другой – рассказ Юрия Мамлеева «Жених» – транслируется на экране в виде сообщений комикса. Подобное смешение слоев, разных стилей, времен, по мнению Поспелова, характерно и для писательского стиля Данилова.
Сами «волки» #Нелектория нашли и другую общую черту: писателю и композитору интересна реальность. «То, что происходит здесь и сейчас является отправным импульсом для всего, что я делаю», – отметил Раннев. Данилов, как бы в подтверждение этой мысли, рассказал о своей книге «Описание города», в которой, по словам автора, «как ни странно, содержится описание города». Писатель долгое время ездил в Брянск и фиксировал все, что ему там встречалось.
Несмотря на очень сжатый формат встречи, участникам беседы все же удалось обсудить какие-то сложные вещи, которые при другой ситуации требуют длинного разговора. Раннев, например, затронул тему композиции, того, как он создает музыку, и поддержал мысль Поспелова о «слоистости» своих сочинений. Как иллюстрацию своего творческого метода – обращения к литературным текстам и выявления в них дополнительных смыслов – композитор показал сочинение 2010 года «Прочерк». В пьесе, созданной по заказу МАСМа и проекта «Реконструкция», использована известная миниатюра из «Голубой тетради № 10» Даниила Хармса о рыжем человеке. Этот текст Раннев дает в искаженном варианте: почти все время солист декламирует его в быстром темпе, но с заткнутым ртом, только иногда прорываются обрывки фраз. Слова, которые слышно отчетливо – «его не было», – подчеркивают абсурдистскую идею Хармса.
Еще одной важной темой разговора стала работа со временем. Она возникла после того, как Данилов прочел несколько своих стихов. Поэт говорил о растягивании и сжимании времени, а Раннев – о разных временах, в которых мы живем одновременно, и о чувстве формы, которое присуще каждому.
В музыкальной части встречи выступили актриса «Гоголь-цен тра» и певица Светлана Мамрешева и пианист, аспирант Московской консерватории Даниил Орлов. Они исполняли и классиков (Монтеверди, Моцарта и Курта Вайля), и вокальную миниатюру Раннева на стихи Бодлера «К прохожей».
В конце #Нелектория Раннев и Данилов пообещали, что попробуют сделать какой-то совместный проект, чем очень обрадовали публику Музея Прокофьева.