Диляра Идрисова: Сыну пою колыбельную его прадедушки Персона

Диляра Идрисова: Сыну пою колыбельную его прадедушки

Объявлен список лауреатов национальной премии «Онегин». В номинации «Примадонна» награду за партию Красоты в постановке оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования» получила Диляра Идрисова (ДИ) – солистка Башкирского и Нижегородского театров оперы и балета, одна из лучших барочных певиц нашего времени в России. Музыковед Гузель Яруллина (ГЯ) пообщалась с Дилярой Идрисовой (ДИ), чтобы обсудить, легко ли петь старинную музыку, почему ее сольный концерт стал генделевским, но с башкирским бисом, и какую колыбельную поет она сыну.

ГЯ Диляра, прими поздравления с премией «Онегин»! В прямом смысле: из дебютантов – в примадонны! Что ты чувствовала, когда была удостоена этой престижной награды впервые, в 2016 году, и сейчас, спустя восемь лет? Насколько важны для тебя конкурсы и награды в принципе?

ДИ Оба раза для меня были полной неожиданностью. Конечно, приятно, когда отмечают твою работу, но у меня никогда не было цели получить награду. Для меня самое главное – максимально качественно сделать свою работу. А когда это получает еще и высокую оценку, то вдвойне ценно.

ГЯ У вас с Генделем сложились особые отношения. Именно за его партии были получены премии «Золотая маска» и «Онегин». А недавнее исполнение «Страстей по Брокесу» в Концертном зале Чайковского и вовсе выглядит как знак: десять лет назад состоялся твой дебют на этой же сцене и тоже с Генделем. Ты рассказывала, что тогда барочную карьеру предопределил случай.

ДИ Да, в 2014 году я приехала в Москву петь свой аспирантский концерт. Моя подруга и коллега Альбина Латипова позвала на мастер-класс Деборы Йорк. В конце мастер-класса Дебора обратилась к залу: «Если кто-то хочет спеть, у меня есть немного времени». И тут Альбина неожиданно сказала: «Диляра хочет спеть». Точно помню, что петь не собиралась, но пришла «напетая», после урока, где с моим педагогом Галиной Алексеевной Писаренко прогнали все восемь арий к отчетному концерту. Было неловко отказываться, и я спела арию Клеопатры из оперы «Юлий Цезарь» Генделя.

После мастер-класса ко мне подошла Екатерина Антоненко, мы познакомились и обменялись контактами. Позднее ее брат Михаил отправил мои записи в агентство Parnassus Arts Productions, которое находится в Вене и занимается только барочными операми. Так совпало, что они как раз искали замену для партии Лизауры в опере Генделя «Александр», поскольку обе солистки не могли участвовать. Мне предложили выучить две арии и пригласили на прослушивание в Афины. И уже в сентябре пела Лизауру в «Александре» на сцене Концертного зала Чайковского. Даже не верится, что прошло десять лет!

ГЯ С опытом становится легче?

ДИ Не могу так сказать. В «Страстях по Брокесу» у меня было двенадцать арий, два речитатива и два дуэта. Екатерина Антоненко репетировала с нами по восемь часов в день. После этого я старалась даже не разговаривать, чтобы сохранить энергию и голос.

Триумф времени и разочарования», поклоны

ГЯ «Триумф времени и Разочарования» Генделя, показанный сначала на Дягилевском фестивале в Перми, а затем в Нижнем Новгороде, удивил, с одной стороны, исключительно российским составом исполнителей во главе с дирижером Дмитрием Синьковским, что еще в недавнем прошлом невозможно было себе представить. С другой – довольно провокативной режиссурой Лизы Мороз – «издевательским квестом», как заметил один из критиков, где твоей героине Красоте досталось по полной программе. Что было сложнее в работе над этой партией: выполнить вокальные задачи или справиться с рисунком роли?

ДИ Мне кажется, все было сложно. Начиная с того, что во время спектакля мой персонаж все время находится на сцене. Отчасти я была к этому готова, поскольку пела эту партию в 2020 году в Монпелье, и там Красота тоже от начала до конца оставалась на сцене.

Какие-то моменты в обеих постановках было сложно сыграть чисто психологически. В версии Теда Хоффмана моей героине дают таблетку, после чего она участвует в оргии – танцевальной сцене, где остается в нижнем белье.

В российской версии путь испытаний, которому подвергают Красоту, было исполнить еще сложнее. Роды, влюбленность, предательство, насилие… В финале побежденная аргументами Времени Красота ослепляет себя, сдирает кожу, добровольно ложится в гроб, чтобы отправиться в печь крематория. И в этот чудовищный момент Красота исполняет арию Tu del ciel ministro eletto, а Время и Разочарование, равнодушно наблюдая за ее катастрофой, поют красивейший дуэт Il bel pianto.

ГЯ Программа твоего сольного концерта тоже была связана с Генделем и даже называлась Handel only. Почему именно Гендель?

ДИ Идея сольного концерта с генделевской программой принадлежала не мне, а Елене Харакидзян, продюсеру фестиваля «Опера априори». Скажу честно, о сольном концерте никогда не думала. Мне достаточно тех выступлений, куда меня приглашали. Но она стала убеждать, даже настаивать, что пора. Почему Гендель? Видимо, потому, что к этому моменту в репертуаре было много его сочинений.

ГЯ Первый концерт прошел в рамках фестиваля «Опера априори» в Москве, а спустя некоторое время в Архангельске и в Уфе. И каждый раз в конце программы звучала башкирская народная песня «Таштугай». Довольно неожиданно, особенно для московской публики, которая пришла слушать Генделя в здание англиканской церкви.

ДИ Да. С одной стороны, это создавало контраст всему, что звучало в концерте, с другой – это мое, родное. Хотя можно найти и общее: и там, и там важна мелкая техника, подвижность голоса, импровизационность.

ГЯ Заметила, что в последнее время в твоем репертуаре появилось больше духовной музыки, исполненной в России. Помимо уже упомянутых «Страстей по Брокесу», это Месса h moll, которую ты пела дважды – с Филиппом Чижевским и Дмитрием Юровским, Магнификат с Александром Рудиным и кантаты Баха с Екатериной Антоненко. Можно ли это объяснить возросшим запросом на духовную музыку?

«Триумф времени и разочарования», Красота — Диляра Идрисова

ДИ Думаю, да. Запрос стал выше, в том числе в связи ситуацией в мире. Но я всегда любила петь духовную музыку. Когда училась на третьем курсе в Уфе, тайком от моего педагога Миляуши Галеевны Муртазиной подрабатывала вместе с однокурсницей в церковном хоре. Та особенная атмосфера, которая была в православном храме, акустика и музыка Бортнянского завораживали. Я испытывала там невероятное ощущение полноты жизни. И после, уже распетая, шла на специальность. Миляуша Галеевна так и не знает об этом.

ГЯ Почему?

ДИ Она всегда была против подработок. Считала, что это отвлекает от главного.

ГЯ Три года назад ты стала мамой. Поешь ли ты сыну перед сном, и если да, то что?

ДИ Да, и чаще всего Тамерлан просит спеть колыбельную, которую сочинил его прадедушка.

ГЯ Не все читатели знают, что ты представляешь прославленную в Башкирии музыкальную династию. Мама – музыковед, журналист Миляуша Идрисова. Дедушка Абрар Габрахманов – композитор и музыкальный редактор на радио. Бабушка Нажия Аллаярова – певица, солистка Башкирского оперного театра. Тебя когда-нибудь с ней сравнивали?

ДИ Раньше – довольно часто, особенно взрослое поколение. Кстати, ту колыбельную исполняла моя бабушка, сохранилась даже запись с симфоническим оркестром. Мне кажется, такой чистоты тембра, как у нее, я не встречала больше ни у кого.

ГЯ Ты когда-нибудь исполняла эту колыбельную на сцене?

ДИ Нет. Думаешь, стоит? А что, хорошая идея! Нужно подумать.