В книжном магазине «Dостоевский» 23 ноября состоялась презентация книги «Русская опера на службе у государства», посвященной знаковым постановкам «большого стиля» 1930–1950-х годов. Издание стало возможным благодаря гранту президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Автор книги – историк музыкального театра, кандидат искусствоведения, ответственный секретарь национальной оперной премии «Онегин» Дмитрий Изотов. На презентации он рассказал, как советские режиссеры адаптировали классические русские оперы к нуждам советской идеологии и почему спектакли этого периода – интересное и самобытное явление.
Принято считать, что монументальные постановки сталинской эпохи были «общим местом»: режиссеры обладали минимумом свободы и руководствовались исключительно методом социалистического реализма. Однако это сильное упрощение, и одна из целей книги – показать, как музыкальный театр даже в жестких рамках цензуры продолжал оставаться пространством для переосмысления опер и новых интерпретаций, не искажавших вместе с тем изначальный смысл произведения. Как отметил Дмитрий Изотов, современный зритель устал от режиссерского эпатажа, от экспериментов, когда классике навязывают несвойственные ей идеи. И хотя спектакли сталинской эпохи тоже в какой-то степени придавали операм соответствующие советской идеологии смыслы, интерпретации оставались в рамках традиционного представления о русской культуре. Созданные в то время постановки не только отражали новые исторические реалии, но и формировали определенный канон, так называемый большой стиль, не теряющий своей актуальности и сегодня.
Книга небольшая по объему, в ней простым и доступным языком рассказывается об интересных и малоизученных аспектах советских оперных постановок. Это само по себе заслуживает внимания, ведь рассматривать именно режиссуру спектаклей сталинской эпохи обычно не принято. Для погружения в исторический контекст автор неоднократно обращается к воспоминаниям деятелей искусства той эпохи, а вошедшие в книгу фотографии позволяют увидеть, как выглядели те самые постановки – с роскошными костюмами и монументальными декорациями.
В первой главе подробно описываются исторический контекст, развитие советского музыкального театра и предпосылки зарождения «большого стиля». Дальнейшее повествование разделено на четыре раздела, каждый из которых раскрывает особенности постановок опер «Садко», «Борис Годунов», «Иван Сусанин» и «Мазепа». По мнению автора, именно эти произведения воплощают ключевые для русской культуры архетипы сказочного персонажа, национального героя, царя и предателя. Кроме того, эти четыре оперы были поставлены в Большом театре и Театре оперы и балета имени С.М. Кирова (Мариинском) практически в одно и то же время, что позволяет понять разницу театральных школ Москвы и Ленинграда.
В конце презентации автору был задан вопрос, насколько оправдывает себя тенденция современных режиссеров переносить действие опер в наше время. Автор ответил, что эту идею нельзя назвать новой – подобные эксперименты уже проводились в СССР в 1920-е годы. Можно предположить, что спектакли 1930–1950-х годов, лишенные режиссерского эпатажа и поставленные со всем вниманием к историческим деталям, появились как реакция на искажение изначальных смыслов, заложенных в русских операх. Стоит ли ожидать подобной реакции сегодня? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но, кажется, книга Дмитрия Изотова помогает осознать необходимость изучения прошлого для понимания настоящего и актуализирует вечные проблемы отношения власти и искусства, классики и современности. Герой книги – не только исторический стиль постановок, но и сама история и оперное искусство во всем его многообразии.