Университетский прием События

Университетский прием

В Московском университете прошел концерт ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением Александра Лазарева

Программа вечера строилась вокруг лучших образцов романтической эпохи – Первой сюиты Чайковского и Первого фортепианного квартета Брамса в оркестровой версии Арнольда Шёнберга. Событие стало продолжением цикла музыкальных вечеров «Ректор МГУ приглашает…».

Уже более тридцати лет сцена Актового зала главного здания МГУ становится местом, где легендарные артисты и музыкальные коллективы выступают для студентов, педагогов и всех причастных к старейшему университету нашей страны. Здесь прошло более трехсот вечеров, а среди приглашенных гостей были такие именитые музыканты и артисты, как Родион Щедрин, Майя Плисецкая, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская и Валерий Гергиев.

После распада Советского Союза стране как никогда было необходимо духовное единение. В этот исторический момент ректор МГУ Виктор Садовничий, возглавляющий вуз с 1992 года и по сей день, вместе с композитором Георгием Свиридовым и патриархом Алексием II инициировал традицию собирать университетскую коммуну под флагом музыкального и театрального искусств. Одним из первых эту инициативу поддержал Евгений Светланов вместе со своим оркестром. С тех пор ГАСО – частый гость Московского университета, а традиция продолжает жить даже после смерти великого дирижера.

На этот раз оркестром управлял 79-летний Александр Лазарев – маэстро, обладающий необыкновенным обаянием. За это публика его любит, а музыканты вдохновляются на игру. Настроение в зале было приподнятым – казалось, что «все здесь свои», никто не чувствовал напряжения. Сам дирижер сиял на сцене, фирменно поворачивался к залу, вовлекая зрителей в свое дирижерское искусство.

В выборе исполнять именно Первую сюиту Чайковского, которая по продолжительности сравнима с большим симфоническим циклом, чувствуется лазаревский нестандартный подход. На отечественных сценах она звучит значительно реже, чем, например, фортепианные концерты или Четвертая симфония Петра Ильича. Эта сюита, возможно, не обладает тем же насыщенным лирическим психологизмом и больше раскрывает жанровое начало, но ее оркестровка ювелирно тонка и филигранна.

Несмотря на возраст, Лазарев вел оркестр почти с той же силой и посылом, что и тридцать лет назад. Даже в моменты, когда темп немного «проседал» и полифонические мелодии первой части сюиты слегка расходились, это не воспринималось остро и не резало слух, потому что сама энергетика «перекрывала» все шероховатости.

В академических кругах принято не аплодировать между частями сюиты, но на этом концерте все условности отошли на второй план, да и сам дирижер не возражал. Если зал преисполнен восторгом, почему бы не выразить это аплодисментами? Никакой неприличности в этом нет. По воле дирижера даже солисты вставали и кланялись после каждого номера сюитного цикла. А после легкого, почти игрушечного марша «лилипутов» (такое название Чайковский дал «Миниатюрному маршу» из сюиты, но потом зачеркнул в партитуре) зал был так тронут, что забыл обо всех концертных этикетах и разразился восторженными овациями. И вправду, оркестровка «Миниатюрного марша» поражает своей эффектностью. Даже в конце XIX века, при первом исполнении сюиты этот номер по желанию слушателей сыграли на бис. Что тогда, что сегодня эта музыка звучит свежо и по-прежнему может удивить. Ее «игрушечные» образы, перекликающиеся со знаменитым маршем из «Щелкунчика», создали всем знакомое сказочное настроение и ощущение приближающихся праздников.

Во второй части вечера прозвучал Первый фортепианный квартет Брамса в оркестровой версии Арнольда Шёнберга. Интересно, что в последние годы в России все чаще обращаются к позднеромантическому периоду творчества Шёнберга, раскрывая его с необычных для широкой аудитории сторон. Вместо привычной додекафонии и острой экспрессивной образности публике предлагают услышать другого Шёнберга – лирика и романтика, способного тронуть своим изяществом и глубоким психологизмом. Недавние исполнения «Песен Гурре» в Московской филармонии или «Просветленной ночи» в ДК «Рассвет» только подтверждают эти тенденции.

Такой подход заслуживает похвалы как для исполнителей, так и для организаторов. Он действительно помогает слушателям воспринять творчество Шёнберга более глубоко и разносторонне, выходя за рамки стереотипов. В этом контексте исполнение оркестровой версии квартета стало своеобразным приношением от музыкантов самому Шёнбергу в год его 150-летия – напоминанием о его многогранности и значимости для музыкальной истории.

Напоследок Госоркестр вместе с маэстро Лазаревым преподнесли публике МГУ приятный сюрприз – на бис прозвучал страстный «Цыганский танец», сочиненный Валерием Желобинским для балета Людвига Минкуса «Дон Кихот». Это исполнение стало настоящим театральным финалом: энергичный, взрывной, темпераментный характер музыки раскрылся во всей полноте. Лазарев значительно ускорил темп по сравнению с его звучанием в балетной постановке. Как результат – слушатели аплодировали стоя, заряженные неподдельными эмоциями.

Кто слышал вращение сфер События

Кто слышал вращение сфер

Фестиваль Gnesin Contemporary Music Week стал одним из лауреатов V Московской Арт Премии

Немелькающее присутствие События

Немелькающее присутствие

О двух мировых премьерах с интервалом в несколько дней

Четверть века в унисон События

Четверть века в унисон

В «Филармонии-2» прошел юбилейный концерт ДШИ № 14 города Москвы

Эклектика вокруг Шнитке События

Эклектика вокруг Шнитке

В Санкт-Петербурге масштабно отметили юбилей композитора