Сокрушим врагов Карфагена События

Сокрушим врагов Карфагена

В Большом театре прошла премьера «Саламбо» Мусоргского

Среди многочисленных нереализованных проектов Модеста Мусоргского особняком стоит опера «Саламбо» по роману Гюстава Флобера. Французский писатель, известный своими произведениями на бытовые темы, погрузился в эпоху античности, описывая древний Карфаген времен Пунических войн, где царствуют жестокость и варварство. История привлекла внимание молодого Мусоргского, который поначалу усердно работал над оперой, но позже оставил идею, когда другие члены «Могучей кучки» не поддержали его энтузиазм.

С тех пор предпринимались попытки завершить эту оперу. Оркестровая версия «Саламбо» была сконструирована Вячеславом Наговициным в 1989 году на материале черновиков Мусоргского с включением другой музыки композитора, но эта версия в России звучала только в концертном исполнении. В рамках фестиваля «Наш Мусоргский. Из глубины…» к 185-летию композитора Мариинский театр совместно с Большим театром сделали попытку оживить и поставить эту энигматичную оперу. На постановку пригласили Сергея Новикова, умеющего находить ключи к редким названиям. В сжатые сроки режиссер провел очень качественную и даже выдающуюся работу по облагораживанию проекта, который продвигался скорее вопреки, чем благодаря обстоятельствам.

Объективно говоря, сделать полноценную оперу из черновиков невероятно трудно. «Саламбо» существовала в виде отдельных номеров, которые передавали поворотные точки сюжета. Эти номера не везде отшлифованы: встречаются затянутые или, напротив, слишком короткие эпизоды. Музыка разношерстна, с интеграцией ранее написанных Мусоргским хоров и материалом, который в будущем появится в «Борисе Годунове». Словом, перед нами лоскутное одеяло, которое как-то нужно сшить.

Для заполнения сюжетных пробелов в действие были добавлены монологи военачальника Гамилькара, прочтенные известным актером Владимиром Стекловым в лучших традициях драматических театров. Показалось, что преувеличенно-экспрессивная стилистика этих фрагментов немного не сочеталась с пафосным тоном прочей музыки, где-то превращаясь даже в пародию. Возможно, разговорные диалоги или даже сочиненные аккомпанированные речитативы по примеру «Кармен» Бизе решили бы эту проблему более элегантно. В финале оперы публичные издевательства над Мато отражены в виде проецированного на занавес короткометражного фильма. Клип снят на удивление эмоционально, насыщенно и даже вызывает чувство симпатии к персонажу, но как будто бы существует отдельно от всей оперы. Не очень ясно, почему нельзя все то же самое показать вживую или развить идею и интегрировать метод демонстрации видео в других эпизодах, что, опять же, снимает проблему переходов между сценами.

 

Но музыкально-организационные недостатки «Саламбо» компенсируются удачным оформлением (художник-сценограф – Ростислав Протасов) и режиссурой. Приятные глазу задние планы (художник по видеоконтенту – Дмитрий Иванченко) с колоннадами и цветущими садами вызывают ассоциации с ренессансными картинами на античные сюжеты. Все костюмы примерно соответствуют эпохе, хотя в их пестроте вряд ли усматривается какой-либо глубинный замысел. Довершает оформление ровное пастельное освещение одного из лучших художников по свету Дамира Исмагилова.

Одной из кульминаций оперы становится сцена жертвоприношения Молоху из второго акта. Кажется, что на эту сцену ушло наибольшее внимание постановочной группы, и это дает свой эффект. На площади собрались толпы народа, стражники, члены Совета: все взгляды устремлены на огромный костер, над которым возвышается статуя Молоха – быка с кровавыми горящими глазами. На заднем плане постепенно собирается гроза, пока один за другим дети восходят навстречу своей гибели. Удачно придумано: они одеты в балахоны, и наверху, над костром их незаметно подменяют на манекены, которые потом эффектно бросают в пламя. А когда Молох удовлетворен и под порывы дождя оставшихся детей отпускают, очень сильное впечатление производит то, как они с облегчением и радостью бросаются в объятия родителей.

Игра оркестра Большого театра под управлением Валерия Гергиева, инициатора и оркестровой версии, и всего нынешнего фестиваля, была на высоте. В партитуре, наполненной разнообразными туттийными эпизодами, где оркестр был хорошо сбалансирован, запомнились и моменты с нежным, трепетным тремоло скрипок и сольными фразами у арф. Хоры солдат, наложниц, детей и простого народа прозвучали стройно, особенно при пении из-за кулис. Зрителям премьеры определенно повезло с составом певцов: солисты Мариинского театра Юлия Маточкина (Саламбо) и Михаил Петренко (Мато) замечательно передали все коллизии их любовной драмы, Мирослав Молчанов (Аминахар) и Ярослав Петряник (Шагабарим) убедительно сыграли фанатичность и коварство жрецов. Отметим отдельно участие юных Филиппа Клокова (Ганнибал, сын Гамилькара) и Вани Суслова (сына раба Гамилькара), которые в столь юном возрасте уже выступили в серьезных ролях.

Добротность традиции События

Добротность традиции

В Большом театре отметили юбилей Мусоргского фестивалем

Университетский прием События

Университетский прием

В Московском университете прошел концерт ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением Александра Лазарева

По лабиринтам смыслов и идей Альфреда Шнитке События

По лабиринтам смыслов и идей Альфреда Шнитке

Фестивалем «Лабиринты Шнитке» Свердловская филармония отметила 90-летие композитора

Где найти либреттиста События

Где найти либреттиста

Об итогах конференции «Встреча с театром»