Эклектика вокруг Шнитке События

Эклектика вокруг Шнитке

В Санкт-Петербурге масштабно отметили юбилей композитора

Культурную жизнь страны всколыхнула волна академических трибьютов. С многочисленных концертных афиш взирает сосредоточенное лицо с темными глазами: публику XXI века приветствует один из самых влиятельных композиторов прошлого столетия – Альфред Гарриевич Шнитке. В ноябре 2024 года мастеру полистилистики исполнилось бы 90 лет: в честь круглой даты его сочинения исполнили в самых разных российских городах.

Санкт-Петербург, разумеется, не мог стать исключением. Прошедший при поддержке Союза композиторов России и Минкультуры России фестиваль современной музыки «Эклектика Шнитке», посвященный творчеству композитора (художественный руководитель и автор концепции – Антон Танонов), не ограничился рядовыми исполнениями его партитур. За двенадцать фестивальных дней публика услышала сочинения Шнитке и в ортодоксальном представлении со строгим соблюдением оригинального текста, и в новых аранжировках. Самые активные слушатели посетили лекции ведущих петербургских музыковедов, а молодые композиторы проконсультировались с маститыми авторами музыки из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга. Все эти события были направлены на главную цель фестиваля – взглянуть на полистилистику из сегодняшнего дня, посмотреть на нее глазами современного композитора, исследователя музыки или простого слушателя.

Сердцевина любого музыкального фестиваля – это концертные мероприятия. Четыре концерта, состоявшиеся в течение ноябрьского события, отличались друг от друга буквально всем – концепцией, стилем звучащей музыки, кругом авторов и жанров – при общей идее эклектики.

Площадкой для концерта-открытия стал Театр ЛДМ «Новая Сцена» – место, в котором зажигательные эстрадные ритмы сочетаются с академической изысканностью. Так и в концертной программе музыка Альфреда Шнитке расположилась рядом с сочинениями его любимого композитора эпохи барокко – Иоганна Себастьяна Баха. Но не только соединение двух (казалось бы, противоположных) эпох сделало этот вечер уникальным. Вся музыка прозвучала в переложении для оркестра народных инструментов и, в некоторых произведениях, хора. Сочинения исполнили: оркестр национальных инструментов «Терема» (художественный руководитель и дирижер – Андрей Долгов) и Концертный хор Санкт-Петербургского института культуры (художественный руководитель – профессор Лариса Яруцкая). Оказалось, что тембры инструментов народного оркестра вовсе не противоречат стилю барокко, и даже знаменитый цикл – Прелюдия и фуга до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» – прозвучал, словно на большом клавесине. Для сочинений же Шнитке такой состав, пожалуй, еще более удачен – он в полной мере отвечает стремлению композитора стереть все возможные границы внутри музыкального искусства. Порой оригинальные инструментальные решения в премьерных аранжировках усиливали, подчеркивали авторский замысел: сложно представить что-то более подходящее, чем соло на балалайке-контрабасе в номере «Танго в сумасшедшем доме» из оперы «Жизнь с идиотом» (солист – заслуженный артист РФ Михаил Дзюдзе).

 

Границы между музыкальными мирами продолжили размываться в концерте «Есть ли жизнь после танца?», который состоялся в Дубовом зале Дома композиторов: фрагменты из балетов классиков и наших современников прозвучали в неожиданной, смелой обработке для ансамбля «КругоСвет-бэнд» (Дарья Мажара, Лия Проскурякова, Илья Круглик, Светлана Нестерова, Вячеслав Круглик). Знакомые всем номера из «Лебединого озера» Чайковского, «Ромео и Джульетты» Прокофьева, «Жар-птицы» Стравинского благодаря творческому взгляду композитора Светланы Нестеровой окрасились в джазовую гармонию с вкраплениями авангардных диссонансов. Необычное звучание сформировал и нестандартный состав – две скрипки, ударные, бас-гитара, фортепиано и тромбон. Переложения музыки современных авторов (Антона Танонова, Яна Цзиньпэна, Светланы Нестеровой и Вячеслава Круглика) для подобного ансамбля сами по себе являют интересный инструментальный эксперимент. Парадокс (или нет?), но «Гоголь-сюита» Шнитке в исполнении коллектива с оригинальным сочетанием тембров вновь прозвучала вполне естественным образом.

На концерте «С Днем рождения, Маэстро», по словам Антона Танонова, не было сыграно «ни одной не оригинальной ноты» Шнитке: дань уважения выразили бережным, точным исполнением его камерной музыки. В противовес юмористичной «Гоголь-сюите» в эту программу вошли серьезные, полные философии сочинения композитора. Ансамбль Trio Sonata (Элина Друх, Татьяна Тутынина, Елизавета Украинская) исполнил Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, в котором пасторальные, почти менестрельные эпизоды неизменно разрушаются волнами драматизма. Галина Жукова сыграла сложнейшую по технике Вторую фортепианную сонату, которую Шнитке посвятил своей жене, пианистке Ирине Федоровне. В легком, прозрачном, но четко артикулированном звуке исполнительницы воплотилась тонкая лирика, изнутри наполненная мощью, сметенная в конце сонаты ударами кластеров. «MT-квинтет» под управлением Алексея Крашенинникова поразмышлял на тему жизни и смерти в Струнном квинтете, посвященном памяти матери композитора – Марии Иосифовны Фогель.

Финальное музыкальное событие – «Концерт концертов» – обратилось к одному из любимых жанров в творчестве Шнитке. В концертном зале Яани Кирик Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Титова представил музыку Шнитке и современных композиторов. Удивительный контраст зала и звучащей в нем музыки явил Концерт для фортепиано и струнных – образы зла словно метались в плену духовного пространства. Напряженная борьба света и тьмы, неистовые дьявольские мотивы нашли отражение в блестящей игре солиста – Николая Мажары. Пианист сыграл сольную партию и в сочинении Piano&Strings Артема Ананьева, где пуантилизм и джаз сплетаются с барочной музыкой, доносящейся, будто со старой пластинки. В концерте для фортепиано и струнного оркестра Hey, Jude Александра Пантыкина, «дедушки уральского рока», тема из песни группы Beatles предстала в стилизациях под Гайдна и Моцарта, Шопена и Мендельсона, Шостаковича и Прокофьева (солистка – Мария Лебедева). Метод полистилистики претворился и в пятичастном Концерте для скрипки и струнного оркестра Антона Танонова: ламентозо в нем соседствует с токкатностью, свинг – с полькой, эпическое – с драматическим (партию скрипки безупречно исполнил Михаил Крутик).

Не менее насыщенной оказалась образовательная часть программы. В кабинете правления Союза композиторов Санкт-Петербурга – в том самом помещении, где заседали Шостакович, Петров и Соловьев-Седой, где, по легенде, бывал сам Шнитке, прошли лекции и мастер-классы. Прикоснуться к истории и узнать о творчестве композитора смогли все желающие (для входа потребовалась всего лишь регистрация). Сообщения спикеров были самые разнообразные. Музыковед, главный редактор газеты «Мариинский театр» Иосиф Райскин поделился воспоминаниями о личном общении с Шнитке и о музыкальных событиях Советской России. Японская исследовательница, аспирантка Санкт-Петербургской консерватории Мэгуми Ханья выступила с докладом о музыке композитора в анимационном кино, о его тесном сотрудничестве с режиссером Андреем Хржановским. Об интертекстуальности, музыкальных цитатах, связях музыки Шнитке со стилями других эпох подробно рассказал доктор искусствоведения Андрей Денисов. Композитор Настасья Хрущева, теоретик метамодерна, рассмотрела Шнитке в контексте русского постмодернизма, в котором полистилистика сочетается с мистическим сознанием (доклад коснулся области философии, культурологии и алхимии!). Лекция сопровождалась живыми музыкальными иллюстрациями в исполнении Настасьи Хрущевой (фортепиано) и Анастасии Клен (скрипка). О самых прогрессивных проявлениях эклектики в цифровую эпоху рассказала композитор, доктор искусствоведения Светлана Лаврова: в ее выступление вошли музыкальные примеры из творчества Петера Аблингера, Бернхарда Ланга, Йоханнеса Крайдлера.

 

Спикеры-авторы музыки провели и открытые мастер-классы по композиции. Светлана Лаврова продемонстрировала метод полистилистики на примерах своих сочинений и ответила на вопросы публики. На мастер-класс Настасьи Хрущевой, по ее словам, пришли «шниткианские люди из разных сфер»: узнать о композиторских техниках захотели как приверженцы академического направления, так и любители поп-музыки. Антон Танонов доказал, что для успешной работы с музыкальными цитатами необходимо иметь собственный, оригинальный авторский стиль. Практические советы по менеджменту и работе в области музыкального театра дал екатеринбургский композитор Александр Пантыкин. А преподаватель Московской консерватории, композитор Артем Ананьев рассмотрел явление акустической полистилистики в хоровой музыке, коснулся сфер мультимедиа и балета.

Фестиваль «Эклектика Шнитке» стартовал 17 ноября, но удивительным образом петербургскую линию чествований предвосхитило другое музыкальное событие: буквально накануне в сочинском «Сириусе» состоялся концерт под названием «Посвящение Альфреду Шнитке». Участники образовательной программы представили собственные сочинения, написанные к юбилею маэстро под руководством петербургского композитора Евгения Петрова. В творчестве юных авторов воплотились важнейшие для Шнитке мотивы: фаустианская тематика, киномузыка, стилизации, игра в широком смысле слова и, конечно, эклектика. Метод Шнитке оказался очень близок начинающим музыкантам – а значит, совершенно созвучен нашему времени. Можно с уверенностью сказать, что полистилистика сегодня – неотъемлемая часть композиторского творчества.

Немелькающее присутствие События

Немелькающее присутствие

О двух мировых премьерах с интервалом в несколько дней

Четверть века в унисон События

Четверть века в унисон

В «Филармонии-2» прошел юбилейный концерт ДШИ № 14 города Москвы

Сокрушим врагов Карфагена События

Сокрушим врагов Карфагена

В Большом театре прошла премьера «Саламбо» Мусоргского

Добротность традиции События

Добротность традиции

В Большом театре отметили юбилей Мусоргского фестивалем