Сегодня в нашей стране как никогда актуальна тема воспитания нового поколения: дискуссии о реформах образования не утихают, общеобразовательные школы тестируют новые подходы и методики. Однако когда дело касается детских музыкальных школ, чаще всего оказывается, что именно они – надежное и проверенное временем «хранилище» вечных ценностей. Ученые давно доказали: играть на инструментах, петь или танцевать гораздо полезнее и нужнее для жизни, чем просто восхищаться искусством со стороны.
Ни в одной другой стране мира нет настолько же сильной системы детского музыкального образования – в каждом городе России найдутся школы искусств, и они довольно востребованы. И этот успех всегда напрямую зависел от неравнодушных людей. Так, например, до 1999 года детям московского района Выхино-Жулебино, желавшим заниматься творчеством, приходилось довольно далеко ездить, поскольку школ в округе не хватало. Тогда Екатерина Викторовна Орлова, уже имея необходимый опыт и энтузиазм, а также обладая особым талантом находить и объединять вокруг себя исключительно сильный коллектив, с «нуля» создала и возглавила. Спустя вот уже двадцать пять лет, школа, активно развиваясь все эти годы под ее руководством, отметила юбилей большим трехчасовым концертом с потрясающим жанровым разнообразием номеров, собрав полный зал зрителей в «Филармонии-2» имени С.В. Рахманинова.
Юбилейный отчетный концерт – результат большого пути. Школе есть чем гордиться. В ее стенах детям доступны не только разнообразные занятия для самовыражения, ведь помимо «основной» музыки можно еще танцевать и учиться живописи, получая за труд и талант награды на самых престижных конкурсах, но и здесь же, в своем однозначно втором доме, они видят непрекращающуюся насыщенную деятельность. Например, один из проектов, прославивших школу, – Всероссийский фестиваль современной музыки «Лиловый дрозд», посвященный известному московскому композитору Григорию Фриду. Более того, школа достойно продолжает одно из главных дел жизни Григория Самуиловича. Наверное, многие еще помнят, что довольно долго он вел в Доме композиторов еженедельный Московский молодежный музыкальный клуб; теперь «Клуб Фрида» представляет публике известных музыкантов в Детской школе искусств № 14, в которой композитор бывал, и где дети с удовольствием играют много его замечательной музыки.
Вообще, характеристика «с удовольствием» очень подходит для разговора о концепции школы. Все хорошо знают, что музыкальная школа – это всегда не так легко, как хотелось бы. И в нашем случае для красного словца нарочно приукрасить ничего не получится: действительно, в школе царит редкая доброжелательная атмосфера, зависящая, несомненно, от профессионализма педагогов и администрации, комфорта и всех созданных условий. В этом контексте подтверждающий аргумент можно смело взять из финала юбилейного концерта, когда родители учащихся и выпускников сами вышли на сцену и с благодарностью подарили школе песню-сюрприз, где есть очень правильные слова: «Далеко совсем не просто создавать фундамент-остов так, чтоб все осталось навсегда».
Большой концерт, посвященный всем, кто четверть века в унисон творил историю Детской школы искусств № 14, прошел на одном дыхании благодаря уникальному разнообразию видов искусства и даже самих специальностей, коих в школе очень много, и, конечно, благодаря отточенному высокому исполнительскому уровню.
Вначале Святослав Колобанов темпераментно и мощно исполнил «Фанфары» Лемменса на органе; потом на сцене собрался целый ансамбль гобоистов класса Анны Юдиной – тонко чувствуя и слыша друг друга, ребята под аккомпанемент органа исполнили «Канон» Пахельбеля. С не меньшей энергетикой и слаженностью выступили другие школьные ансамбли: «Парижский каскад» Доги прозвучал в исполнении аккордеонистов под руководством Татьяны Зорькиной; ансамбль саксофонистов «Фокус» Александра Комлева стильно и музыкально сыграл довольно сложные джазовые композиции, требующие помимо техники музыкальности и артистизма. Ансамбль скрипачей «Надежда» Лилианы Новиковой не просто поразил сыгранностью и красотой скрипичного звука, но и, как многие музыканты школы и участники концерта, подошел к делу творчески. К примеру, для эффектного исполнения танца из балета Караева «Тропою грома» пригласили арфистку Веронику Наквасину (класс арфы в школе с момента основания ведет Елизавета Лидова) и ударников – Серж Аветисян сыграл на бонго, Владислав Семилетков – на ксилофоне, а ближе к концу концерта эти же ребята вместе со многими другими, включая выпускников, вышли в составе поражающего разнообразием Ансамбля ударных инструментов под руководством Алексея Березовского.
Ударные хорошо сочетаются с деревянными духовыми: и яркость этого звучания была отлично продемонстрирована в выступлении ансамбля «Арт Саунд» под управлением Александра Комлева. Ансамбль русских народных инструментов «Диковинка» Антона Макаревича, по возможностям и масштабу, как и некоторые другие ансамбли, вполне сопоставимый с оркестром, исполнил «Народные наигрыши» Колесова. Народная культура в школе занимает особенное место: Анна Литвиненко и Иван Карпов передают ансамблю «Крутуха» лучшие традиции своих гнесинских педагогов. Необыкновенную силу и позитивный свет русского фольклора невозможно было не почувствовать за время их выступления на концерте.
Украшение и большой «плюс» школы – ведущий творческий коллектив города Москвы Хореографический ансамбль «Краски лета» под руководством Евгении Скибиной и Юлии Пыренковой (преподаватель – Оксана Разуванова, концертмейстер – Ирина Царева). Будь то «Самарские переплясы» или современная Havana, рисунок любого танца удивлял, радовал небанальностью и аккуратностью. Здесь стоит сделать еще одно важное обобщение: все участники выглядели на сцене торжественно, и в самых разных проявлениях, движениях и мимике чувствовалось их большое уважение к своему делу, что в последнее время, к сожалению, теряется в примитивности массовой культуры. А сохраняется, опять же, в школах искусств.
Высокий класс продемонстрировали хоровые коллективы. «Зарянка», в котором под руководством Екатерины Седовой и Арины Кильдишевой поют ученики младших классов, прекрасно и выразительно исполнила a cappella песню «Как пойду я на быструю речку», а затем со своим концертмейстером Екатериной Лущан – пушкинскую «Стрекотунью-белобоку» в версии Мусоргского, украшенную чудесной партией колокольчиков в исполнении Марьи Лущан; также юные артисты удивили спиричуэлом и удачно театрально обыгранной песней «Веселый гном». Концертный хор «Радость» ДШИ № 14 и ДМШ имени А.П. Бородина под руководством Елены Седовой (концертмейстеры – Ольга Дмитренко и Дарья Барабанова) – уже известный серьезный коллектив, выступающий в Кремле и Большом зале Московской консерватории, гастролирующий за рубежом. Их интерпретация двух частей из Messe brève Делиба с наполненным звучанием и замечательной работой с фразировкой стала кульминацией всего юбилейного концерта.
Школа по праву гордится своими выпускниками. Многие продолжили обучение в профильных учебных заведениях, но даже и те, кто не связал свою жизнь с музыкой, по-прежнему «в форме» и вышли на сцену «Филармонии-2» в составе ансамблей. Сольный музыкальный подарок прозвучал от выпускника последних лет, студента Московской консерватории, молодого пианиста и еще, наверное, даже не по годам глубокого и умного музыканта Георгия Мазурова – виртуозно и при этом с потрясающим качеством пианистического звука он сыграл Этюд-картину ре мажор Рахманинова.
Важный показатель, «лакмусовая бумажка» – выступление педагогов школы, которые убедительны и как сольные исполнители, и, что еще важнее, абсолютно мастерски играют в ансамблях. Среди тех, кто выступал на юбилейном концерте: Ольга Дмитренко, Руслан Казаков, Ирина Цымбалюк, Екатерина Лущан (фортепиано), Лилиана Новикова (скрипка), Ольга Коробко (виолончель), Максим Борисов (флейта), Александр Комлев (саксофон и бас-гитара), Анна Суслова (орган), Василий Исайчев (домра), Татьяна Зорькина (аккордеон), Алексей Березовский (ударные), Виктор Календин (баянист, выпускник школы и теперь заместитель директора по учебной работе).
Организация и подготовка юбилейного концерта – огромное общее дело. Тем не менее руководила им, как и всей бурной концертной жизнью школы, Майя Янсон, чьими словами как нельзя лучше можно завершить рассказ о юбилее школы, которая для всех, кто однажды переступил ее порог, стала не просто отправной точкой бесконечной любви к музыке, но и «домом, в котором красиво, уютно и тепло».