10 декабря исполняется 90 лет со дня рождения Виктора Попова – знаменитого советского хормейстера и основателя уникального учебного заведения, Академии хорового искусства, носящей теперь его имя. Юбилей отмечают гала-концертом в Московской филармонии, где в афише в числе звезд оперы – Динара Алиева.
Разнообразный по тембру и динамике голос азербайджанской певицы, солистки Большого театра, поражает обилием оттенков и нюансов. Певица – частая гостья многих фестивалей и участница известных концертных проектов. В этом году она впервые пела в Уфе на VII Международном фестивале Ильдара Абдразакова. Своими впечатлениями о прошедшем концерте, воспоминаниями о Марии Каллас и Муслиме Магомаеве, о работе с Юрием Темиркановым и Виктором Поповым, опыте сотрудничества с современными режиссерами и об универсальности камерно-вокального репертуара Динара Алиева (ДА) рассказала музыкальному обозревателю Виктору Александрову (ВА).
ВА Динара, поделитесь вашими воспоминаниями о Викторе Попове. Вы часто выступали с его хором?
ДА Помню нашу первую встречу в Ярославле, где было запланировано исполнение Реквиема Верди. Прослушав меня, Виктор Сергеевич сказал: «Деточка, мне от тебя особенно ничего не нужно, только спой, пожалуйста, из Libera me две последние ноты – да-да, вот эту самую октаву». Он попросил меня сделать четыре пиано, как было указано в партитуре Верди. Ему понравилось, и меня утвердили в составе Реквиема. Еще был совместный концерт под его управлением, где я пела Ave Maria Каччини. Виктор Попов – уникальная личность, способная извлекать из хора потрясающие звуки. Столько песен, на которых мы выросли, связаны с Поповым и Большим детским хором Центрального телевидения и Всесоюзного радио! Виктор Сергеевич всегда оставался простым и душевным – ведь чем человек талантливее, тем он проще и тем больше может дать молодому артисту.
ВА Вы не зря упомянули о Реквиеме Верди и о том фрагменте, которым восхищался в вашем исполнении Виктор Сергеевич. Но это уже следующий мой вопрос, связанный с личностью маэстро Темирканова, с кем вы тоже успели спеть Реквием Верди. Я был на том концерте памяти Дмитрия Хворостовского в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии в рамках фестиваля «Площадь искусств».
ДА Юрий Хатуевич Темирканов часто говорил, что ему сложно решиться дирижировать Реквием Верди, так как сам чувствовал, что еще не нашел ключ к пониманию этого произведения. Он нечасто включал его в программы своих концертов. Я тоже очень трепетно отношусь к этой мессе и волнуюсь каждый раз перед ее исполнением. Тот фантастический концерт записали на DVD на лейбле Delos. Мне особенно приятно, что эта запись осталась в истории.
ВА Каким заветам жизни и творчества вас наставлял Юрий Темирканов?
ДА Наши первые гастроли состоялись в Италии. В 2006-м я переехала в Москву. Мы полетели в Сиену, Торре дель Лаго (открывали с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии фестиваль Пуччини). Там тоже прозвучал Реквием Верди. Юрий Хатуевич сказал мне: «Динарочка, ты была хорошей певицей, а сейчас стала мастером». Такая высшая похвала пронзила мое сердце. Юрий Хатуевич всегда оставался необычайно светлым и позитивным человеком, смеялся, рассказывал анекдоты, но при этом был интеллигентом до мозга костей.
ВА Репетиции Темирканова представляли таинство – тот особый язык жестов и фраз, на котором он общался с музыкантами.
ДА Да, его гибкие, потрясающие руки излучали какую-то магию. Как только маэстро появлялся на сцене, в зале сразу менялось звучание оркестра, который был чуток к каждому взгляду и жесту.
ВА Динара, вернемся к недавним событиям: вы дебютировали на фестивале Ильдара Абдразакова в Уфе. Какие остались впечатления от пребывания на его малой родине?
ДА Я впервые оказалась в Уфе и была очень счастлива петь на одной сцене с моим любимым другом Ильдаром Абдразаковым. Мне понравилась башкирская публика. Концерт действительно был очень душевный, сложилась такая дружеская атмосфера. Особенно я это почувствовала во втором отделении, когда исполняла песни Александры Пахмутовой. К сожалению, я не успела посмотреть город, но надеюсь туда скоро вернуться.
ВА Что вас особенно вдохновляет в Ильдаре?
ДА Ильдар – харизматичный артист, профессионал с потрясающе красивым голосом, великолепный партнер по сцене. Часто певцы так увлечены своим пением, что забывают о других рядом с ними. При всей популярности и масштабной творческой карьере Ильдар никогда не зазнается, он – теплый друг и семьянин, под его крылом замечательные молодые ребята, участники «Летней вокальной музыкальной школы». С некоторыми из них, в том числе с Юлией Вакула, я беседовала во время нашего мастер-класса несколько месяцев назад у Дмитрия Корчака. Ильдар всегда находится рядом, на концертах слушает певцов за кулисами, каждому готов помочь на репетициях, не жалея времени и сил. Такая семейная и по-настоящему дружеская атмосфера заставляет всех артистов, особенно молодых, раскрепощаться на сцене и развивать свой голос.
ВА На концерте вы спели песню из репертуара Муслима Магомаева «Верни мне музыку». Вы были знакомы с ним?
ДА Да, нашу встречу запомнила на всю жизнь, это произошло, когда готовилась к Конкурсу имени Марии Каллас. Я написала ему письмо. У Муслима Магомедовича был свой чат, он отвечал только лично, но не всем. Однако мое письмо не проигнорировал, позвонил в Баку и сообщил, чтобы меня поддержали. Мы часто потом общались и созванивались с ним.
ВА Не могу не спросить о вашем главном педагоге Светлане Нестеренко. Какое влияние она на вас оказала?
ДА Светлана Григорьевна – незаменимый человек. Я всегда говорю, что педагог – это особая миссия. И когда сегодня меня спрашивают, почему я не преподаю, отвечаю, что не могу взять на себя такую ответственность. Я принимаю участие в мастер-классах, на которых делюсь с молодежью своим профессиональным опытом. Со Светланой Григорьевной мы проработали 15 лет. Она была мне и мамой, и другом. Она преподавала в Академии хорового искусства имени Виктора Попова, всегда имела много учеников. К сожалению, ковид унес ее жизнь. Я безумно ей благодарна, она всегда со мной.
ВА Динара, конкурсы – важная история в жизни артиста? Ваша победа на Международном вокальном конкурсе имени Марии Каллас в Афинах в 2007 году повлияла на дальнейшую карьеру?
ДА. Мне абсолютно чужда соревновательность, но мне пришлось преодолеть шесть подобных состязаний. А Конкурс имени Каллас, действительно, самый памятный в моей карьере. Вообще, с Афинами у меня связано немало проектов. Я пела в «Мегарон-холле» концерты памяти Марии Каллас. Пресса восторженно отзывалась о моей «реинкарнации» Каллас. Мне это было очень лестно услышать, но я всегда хотела рассказать исключительно свою музыкальную историю.
ВА Вы только что выступили в оперном гала-концерте, посвященном юбилею Марии Каллас. В чем для вас секрет обаяния этой великой певицы?
ДА Каллас навсегда осталась в моей памяти потрясающей, тонкой женщиной особых душевных качеств, свойственных ее личности, что, несомненно, усиливало ее харизму на сцене. Особенно глаза – зеркало души, ну и, конечно, потрясающий диапазон голоса. Она пела все ведущие партии: от Кармен до Лючии ди Ламмермур. Сегодня это сложно представить. Время оперных див безвозвратно ушло.
ВА Динара, теперь давайте перенесемся в Большой театр сегодняшнего дня. Почувствовали ли вы какие-то перемены с приходом Валерия Гергиева?
ДА Я вообще потрясена тем, что наконец-то появилась возможность услышать русские оперы, да еще и в таком количестве: «Руслан и Людмила», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Чародейка», «Пиковая дама», «Хованщина». Только что завершился фестиваль Мусоргского к 185-летию со дня его рождения: звучали такие его редкие оперы, как «Сорочинская ярмарка», «Саламбо». Из мировой классики – недавно прошла премьера «Риголетто» Верди в постановке Джанкарло дель Монако, в концертном варианте звучала «Лючия ди Ламмермур», летом «ознакомились» с еще одним шедевром веризма – оперой «Пуритане» Беллини. Низкий поклон маэстро за то, что он так быстро в корне изменил музыкальную жизнь Большого. Обменные гастроли Мариинского с Большим подобны скрещению родных семей, когда жизнь кипит, артисты находятся в тонусе, учат новый материал. Кредо Валерия Гергиева неизменно: «Учите, все учите!» Да, будет много чего интересного, расслабляться нельзя! И это хорошо, иначе артисты теряют форму. Я пока еще лично не соприкоснулась с маэстро, но очень мечтаю с ним как можно скорее поработать.
ВА Какая эта может быть роль?
ДА Ну это зависит от желаний Валерия Абисаловича, я готова ко всему. Мой голос скорее ассоциируется с итальянской музыкой. Аиду хотела бы спеть. Если она пойдет в Большом театре, я буду счастлива.
ВА Какие сейчас партии у вас в работе? Есть ли такие роли, которые пока еще не спели?
ДА Я подготовила партию Манон Леско, но по определенным обстоятельствам не полетела в Италию, осталась здесь и продолжила работу в Большом. В основном у меня сейчас больше концертных программ. Через несколько лет хотела бы видеть себя в роли Леди Макбет. Это нелегкая партия! Саломею можно будет попробовать, посмотрим.
ВА Динара, а еще с какими дирижерами вы выступали?
ДА Даниэль Орен – один из моих любимых израильских дирижеров, с которым неоднократно сотрудничала. У него достаточно сложный характер, многие его не выдерживают. Но у нас сложился весьма гибкий и профессиональный тандем. Под его управлением я спела в «Богеме», «Трубадуре» и «Травиате» в Ковент-Гардене. В Гамбургской опере я пела Виолетту, дирижировал Пьер Джорджио Моранди, еще один очень чуткий, харизматичный дирижер. Мне нравилось работать с Туганом Сохиевым в Большом театре. С ним мы сделали немало совместных проектов. «Псковитянку» возили в Париж, я тогда дебютировала в партии княжны Ольги.
ВА Возвращаетесь с концертами к себе на родину?
ДА Да, сейчас чаще стала ездить в Баку, там провела свой фестиваль Opera Art с большой развернутой программой. Недавно директором Азербайджанского театра оперы и балета назначили Юсифа Эйвазова. У нас есть совместные планы, но пока озвучить их я не могу.
ВА Динара, а как вообще поживает ваш оперный фестиваль Opera Art?
ДА Пока ситуация неопределенная, но я очень надеюсь, что фестиваль не умрет и в 2026 году мы проведем его снова в Москве.
ВА Вы любите сами анализировать свои выступления?
ДА Да, но часто остаюсь недовольной. Вот, например, сегодня после репетиции у меня осталось к себе много вопросов, пытаюсь их обсудить со своим концертмейстером Любовью Венжик. Я, вообще, перфекционистка по натуре, всегда стремлюсь к идеальному результату.
ВА Если говорить о тенденциях современной оперной режиссуры, есть ли для вас какие-то ограничения? В каких случаях вы скажете режиссеру: «Нет, я не буду участвовать в этом спектакле»?
ДА Чаще всего это возникало с европейскими контрактами. Если это репертуарный спектакль, я могу предварительно попросить видеозапись. Бывало и такое, что ее присылали, и я дважды отказывалась, так как меня не устраивала концепция режиссерского решения. А если это новая постановка, то здесь заранее спрогнозировать будет сложнее, придется узнавать и привыкать к спектаклю в процессе репетиций, но мне пока везло, я не жалуюсь.
ВА Из режиссеров кого бы вы еще хотели отметить?
ДА Мне запомнился аргентинец Хуго де Ана. Мы с ним делали «Русалку» Дворжака в Пекине. Давиде Ливерморе из Турина поставил у нас в Большом театре «Бал-маскарад» Верди, тоже очень талантливый режиссер и сценограф. Из современников назову Тимофея Кулябина (мы с ним делали «Русалку» Дворжака в Большом театре), Василия Бархатова (запомнила свой дебют в его «Летучей мыши» Штрауса на сцене Большого). С Дмитрием Черняковым я так пока и не поработала, зато меня увлекла концепция Евгения Писарева «Адрианы Лекуврер» Чилеа и «Мазепы» Чайковского в Большом.
ВА К камерно-вокальной музыке вы тоже неравнодушны?
ДА Конечно! Я окончила Бакинскую академию музыки как камерная певица. У меня большой опыт исполнения романсов. Программу из вокальных миниатюр Римского-Корсакова, Рахманинова и Чайковского неоднократно пела в Москве. Два таких больших концерта записаны телевизионным каналом «Культура». Я очень люблю камерную музыку. Это такой интимный жанр. Романсы сложнее спеть, чем оперу.
ВА Да, это правда. Пласт азербайджанской камерно-вокальной музыки осваивали?
ДА У меня был подобный опыт, но, наверное, неправильно исполнять романсы Чайковского, Рахманинова в одном концерте с вокальными миниатюрами Кара Караева. Хотя когда-то должен настать такой момент, чтобы в России люди узнали еще шире творчество азербайджанских композиторов. Поверьте, у нас немало драгоценного вокального материала, который российский слушатель по достоинству оценит.