Андрей Попов: «Волга Опера» – один из символов нашего региона Персона

Андрей Попов: «Волга Опера» – один из символов нашего региона

Громкими концертами лауреатов разных лет Национальной премии «Онегин» в Чебоксарах завершился XXXIV Международный оперный фестиваль имени М.Д. Михайлова. В театре царило приятное оживление, в фойе нарядно одетые люди с удовольствием фотографировались в современных фотозонах и в целом витало ощущение праздничного воодушевления. Вдохнул новую жизнь в почтенный театр, которому в следующем году исполняется 65 лет, Андрей Попов, пришедший на пост директора и художественного руководителя в 2022 году. Провел ребрендинг, взял современно звучащее имя «Волга Опера» и провел ряд серьезных преобразований. Инициативного руководителя заметили, а его успехи были в 2024 году отмечены премией Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров. О преобразованиях и новом курсе Андрей Попов (АП) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).


ЕК Андрей Викторович, многие годы о Чувашском театре оперы и балета мы практически ничего не знали. Наверное, пришлось налаживать работу сразу на всех направлениях?

АП Конечно. Сразу стал менять репертуарную политику, так как за годы накопилось достаточно много названий, но какие-то спектакли обветшали, устарели, оказались несмотрибельными. Кроме того, я в принципе увеличил количество премьер в сезон: по госзаданию мы должны выпускать два спектакля – оперу и балет. Мы стали делать четыре. Выигрываем гранты, за почти три года получили около 23 миллионов. Вот, на открытии фестиваля имени Максима Михайлова была показана опера «Зори здесь тихие», на нее мы получили грант Президента Российской Федерации в области культуры и искусства. В этом году удалось даже пять премьер сделать: в декабре – премьера детской оперы «Морозко» Владислава Агафонникова в постановке нашего нового главного режиссера Андрея Цветкова-Толбина. Достаточно часто стали выезжать, при поддержке Росконцерта и программы «Большие гастроли» проехали по Уралу – Пермь, Новоуральск, Нижний Тагил. В Москве показали наши спектакли в РАМТ, «Геликон-опере» в рамках фестиваля «Видеть музыку» – это стало возможно благодаря тому, что мы вступили в Ассоциацию музыкальных театров. Благодаря национальному проекту «Культура» удалось серьезно обновить звуковое и световое оборудование. Но всегда чего-то не хватает, конечно.

ЕК Знаю, что в афише театра появилась необычная постановка – цифровая космическая опера.

АП Да, это спектакль «Главный вопрос», поставленный молодым режиссером Дмитрием Отяковским. Дело в том, что здание нашего театра давно уже стало мемом в интернете. На его фоне часто фотографируются в костюмах из «Звездных войн», а в подписях театр называют летающей тарелкой, базой повстанцев из фильма. И у меня возникла идея сделать оперу на фантастический сюжет. У нас искусственный интеллект генерировал костюмы и декорации, а также частично музыку и либретто. Получилось девять новелл на девяти разных языках, где размышляем о будущем, о том, поработят ли нас суперкомпьютеры или нет и так далее. Такая опера-фэнтези – один из самых востребованных спектаклей: мы возили его в Архангельск, на «Ломоносов Фест», и в Челябинск, сейчас везем его в Минск, в Большой театр.

ЕК А национальная тема у вас представлена?

АП Конечно. Балет «Дорога лебедей» («Хуркайӑк ҫулĕ»), опера «Нарспи», балет «История Нарспи» – это про чувашских Ромео и Джульетту по мотивам поэмы Константина Иванова. В феврале в четырнадцатый раз пройдет фестиваль чувашской музыки. В прошлом году делали проект «Чувашские композиторы – детям»: юные исполнители играли с нашим оркестром музыку современных авторов. Есть у нас и фестиваль оперетты – на него в этом сезоне ждем к нам Ивановский музыкальный театр.

ЕК Вы кооперируетесь с другими музыкальными институциями в Чебоксарах?

АП Сейчас готовим совместно с оркестром Чувашской симфонической капеллы балет на музыку Первой симфонии Калинникова. В яме будет сидеть сводный оркестр, чтобы музыка прозвучала во всей красе.

ЕК А кто балетмейстер?

АП Пока думаем. В прошлом году мы проводили лабораторию для молодых хореографов: они ставили номера на сюжеты «Маленьких трагедий» Пушкина. Мы подключили к ним трех современных композиторов, которые специально создали музыку, также в спектакле используется музыка В.А. Моцарта. Получился уникальный проект – балет «Пушкиниана». Одна из участниц лаборатории хорошо себя показала, думаем о ее кандидатуре, параллельно еще ведем диалог с другими возможными постановщиками. В целом моя идея – сделать вечер балетов на русскую музыку. У нас уже есть замечательный спектакль «Симфонические танцы» по Рахманинову, и вот хотим добавить Калинникова.

ЕК Смотрю, у вас много креативных идей!

АП Не всем это нравилось поначалу, многие привыкли жить тихо, а тут я пришел, стал выпускать много премьер, делать выезды на гастроли. Но сейчас труппа осознала, что я предлагаю важные для творчества вещи, уже появилось желание показать себя на всероссийском уровне. Мы серьезно подняли зарплаты, стимулируем профессиональный рост – отправляем артистов на разные конкурсы, мастер-классы.

ЕК А удалось ли вам повернуть общественное сознание в свою веру, привлечь внимание к театру как одному из потенциальных брендов региона?

АП Мне кажется, идут позитивные сдвиги, интерес к театру заметно вырос, меня радует, что к нам стали приезжать из других регионов и смотреть наши спектакли. Мы сейчас сделали новый красочный «Щелкунчик», на который приезжают зрители из Нижнего Новгорода, из Казани, из Ульяновска.

ЕК У вас довольно активно работают соцсети, много фотографий на сайте.

АП Да, мы сознательно работаем над имиджем, заказываем профессиональные фото- и видеосъемки премьер, к каждому новому спектаклю делаем фотозону, в фойе играет музыка, в буфете приятный ассортимент. Для людей поход в театр стал частью social life.

ЕК Нынешний фестиваль вам тоже достался в наследство. Ребрендинг его тоже затронул?

АП Фестиваль раньше проходил в следующем формате: приглашали двух-трех звездных солистов спеть в наших спектаклях. В моем понимании фестиваль – это когда приезжает целый коллектив и показывает свои спектакли в полном составе, с декорациями. Нашел финансовую поддержку, обратился в Росконцерт, в программу «Большие гастроли» – в этом году по их линии к нам приехал Театр имени Сац, привез несколько спектаклей. Также у нас есть мощный международный балетный фестиваль, у него 28-летняя история.

Кроме собственно спектаклей у нас теперь постоянно проходят специальные проекты – творческие встречи, мини-концерты, экскурсии по закулисью, мастер-классы. Зрители имеют теперь выбор, исходя из своих вкусов. Для детей есть проект «Музыка малышам», где в специальном пространстве они могут свободно ходить, трогать музыкальные инструменты, знакомясь с ними.

Театр открыт людям со всех сторон. Мы сделали несколько арт-объектов, например, два пианино с символикой «Волга Опера». Летом они стоят перед театром на улице, сейчас – в фойе. Инструменты настроены, и каждый желающий может подойти и попробовать поиграть.

ЕК В театре вакантна позиция дирижера. Есть ли идеи, как найти музыкального руководителя оркестра?

АП Известные дирижеры уже заняты в двух-трех театрах, поэтому мы делаем ставку на молодежь. Идеальный вариант, если бы дирижер приехал к нам, поработал бы год-два, показал себя и остался уже на позиции главного дирижера. Нужно не только вести спектакли, но развивать оркестр. Мы за два года омолодили вокальную труппу, хор, взяли перспективных артистов балета. К нам приезжают музыканты, артисты из соседних городов – Нижнего Новгорода, Казани. Иногда человек принимает приглашение на разовое выступление, а потом видит, как идет у нас работа в театре, какая атмосфера в труппе, и остается с нами.

ЕК Что бы вы хотели пожелать своему театру в новом, 2025, году?

АП Желаю всему коллективу Чувашского государственного театра оперы и балета «Волга Опера», сохраняя традиции прошлого, смело смотреть в будущее! Благополучия, бесчисленного количества ярких проектов и новых спектаклей, громких премьер и заслуженных наград, успеха и оваций!