Празднование в этом году девяностолетия Георгия Арамовича Гараняна получило неожиданное продолжение: в Германии вышло новое издание альбома знаменитой американской фьюжн-группы Oregon, записанного в июне 1999 года при содействии Игоря Бутмана в пятой студии московского Государственного дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ). На пластинке звучит БСО имени П.И. Чайковского, которым продирижировал Гаранян. Альбом был издан в 2000-м, а теперь перевыпущен как двойной виниловый релиз – юбилейных стикеров на оформлении нет, но появился Oregon in Moscow, конечно, в правильное время.
Большинство обложек дисков Oregon имеют космогоническое, психоделическое настроение. Альбом же с московскими музыкантами получил в качестве кавера картину американского художника с уругвайскими корнями Кайо Фонсеки – абстракциониста, стремящегося передать в живописи особенности музыкальной композиции. Его работы как бы «звучат». На Oregon in Moscow играют сооснователи коллектива Ральф Таунер (классическая гитара) и Глен Мур (контрабас), а также Пол МакКэндлесс (гобой) и Марк Уокер (ударные). Продюсировал запись Стив Родби, известный по сотрудничеству с Pat Metheny Group и более десяти раз номинированный на «Грэмми». Эту хорошую традицию он продолжил и с альбомом Oregon. Ситуация не уникальна: выдвигался на премию и «Пульс Земли» (Earthbeat, 1987) Paul Winter Consort и Ансамбля Дмитрия Покровского – но среди российских джазменов именно Гаранян стал первым, засветившимся в этой номинации. Кстати, у коллектива Пола Уинтера немало общего с Oregon – от эстетики до взаимной миграции музыкантов.
Провести границу между стилями у Oregon нереально – академические, джазовые и этнические корни сплетены здесь в оригинальный узор. Запись не назвать джазовой, но и «симфоджаз» не подойдет как определение. Музыка легко и изящно балансирует на гранях серьезности и красоты. Импровизации понятны, оркестровые фрагменты не напыщенны. Американцы не нуждались в компромиссе, в упрощении, были рады поиграть с такими партнерами. Музыка оставляет удивительное ощущение – в ней нет вторых голосов и «вторых» инструментов. То же можно сказать и про Гараняна, который всегда уравновешивал джазовое разнообразие, привносил ясность мысли и строгую организованность. Ни бездумного лаунжа, ни стремления к коммерческой «эффектности», ничего от эстрадности или глянцевости тут нет. Сдержанность и ясность, глубина и размеренность словно сами выстраиваются в программность и концепцию. Никогда еще термин world music не был столь уместен: запись естественно сочетает стили от этно-фьюжн до свободной импровизации и авангарда – можно много лет спорить об их первенстве. Получилось же – как всегда у Oregon – серьезно и – как всегда у Гараняна – не скучно. Даже трудно теперь сказать, кому больше повезло – американским импровизаторам или московским симфонистам. Пожалуй – слушателям.