Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством народного артиста РФ Александра Сладковского продолжает выпускать записи на пластинках, отвечая общемировому тренду на возвращение винила. За антологией музыки Рахманинова последовали симфонии Бетховена, и начать было решено с Третьей («Героической»). Выбор, надо признать, удачный: с одной стороны, сочинение это все-таки уступает по степени хрестоматийности Пятой и Девятой симфониям, с другой, безусловно, входит в сокровищницу главных шедевров мировой музыки и, что в данном случае особенно важно, позволяет в полной мере продемонстрировать достоинства коллектива.
Интерпретацию Александра Сладковского отличает экспрессивность и стремление к обострению контрастов. Fortissimo обрушивается со всей мощью, pianissimo завораживает нюансами и филигранной выделкой, и все это порой происходит на минимальном «расстоянии». Причем средний уровень громкости записи – довольно тихий, из-за чего приходится выворачивать ручку усилителя на непривычные значения, чтобы все расслышать, но это дает и особо яркие впечатления в оркестровых tutti. Сладковский не боится вернуть этой музыке ее искренность, взрывную эмоциональность и даже пафос, который многие современные исполнители, особенно из числа аутентистов, сознательно приглушают. Добавим, что в первой части – Allegro con brio – маэстро берет чуть более медленный темп, чем большинство других дирижеров (Караян, Бём, Бернстайн), но форма от этого ничуть не теряет цельности и убедительности, а эпизоды с доминирующим звучанием медных духовых производят особое впечатление, позволяя насладиться точностью и слаженностью их звучания в полной мере.
А вот что вызывает вопросы, так это решение поместить на одну пластинку первую и четвертую части, а на вторую – средние части. Таким образом, если вы хотите прослушать симфонию целиком, вам надо дважды менять диски. Это тем более странно, если учесть, что хронометраж позволял вообще обойтись тремя сторонами: первая и вторая части длятся меньше двадцати минут каждая, а третья и четвертая части суммарно умещаются в двадцать минут. Следовательно, вторая пластинка могла быть вообще односторонней, что сэкономило бы деньги и производителю, и покупателю. Но главное, пришлось бы меньше вскакивать во время прослушивания и возиться с конвертами.
Так или иначе, в нынешних условиях винил ГАСО РТ с Третьей симфонией Бетховена практически безальтернативное решение: попробуйте найти в продаже в России новый LP с этим вроде бы популярнейшим произведением в любом другом исполнении – и убедитесь сами. В лучшем случае стоимость его будет в разы выше. Поэтому нельзя не приветствовать проект продюсера Алексея Пилюгина, призванный порадовать не только меломана, но и коллекционера. Издание каждой симфонии будет оформлено новым вариантом портрета Бетховена, выполненным современным художником. Неплохой стимул собрать полный набор!