В Нижегородской консерватории в конце ноября мощно прозвучали два масштабных события — всероссийские молодежные научно-культурные форумы «Глинка — навсегда!» и «Три сестры – содружество консерваторий имени М.И. Глинки». Они объединили творческие и научные силы трех отечественных музыкальных вузов, носящих имя русского классика. Почти неделю гости форума были включены в пространство открытых лекций, интеллектуальных штудий, мастер-классов, концертов. Экскурсионный маршрут в пушкинскую усадьбу Большое Болдино вызвал неподдельный восторг у молодого поколения музыкантов. В рамках форумов состоялись Всероссийский конкурс инструментовок сочинений Глинки и международный конкурс работ молодых журналистов.
В эти дни консерватория распахнула свои двери для многочисленных гостей из самых разных регионов страны: Владивостока, Петрозаводска, Красноярска, Магнитогорска, Саратова, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы, Саранска, Чебоксар. Виновниками масштабного торжества стали три консерватории — Нижегородская, Магнитогорская и Новосибирская. Объединенные общим именем, в 2024 году они подписали договор о сотрудничестве.
«Грандиозные творческие проекты Нижегородской консерватории стали достойным завершением Года Глинки в стране. В ноябре консерватория оказалась в эпицентре празднования юбилея великого композитора. К нам приехали представители разных музыкальных учебных заведений, чтобы увидеть, насколько интересны события в нашем городе, как ярко, творчески, эвристично живет консерватория», — рассказала проректор по научной работе нижегородского вуза Татьяна Сиднева.
Дискуссионное пространство
Образовательно-просветительская атмосфера форумов определила их ориентацию на научные лекции, конференции, дискуссии, поднимающие самые разные темы в сфере не только отечественной культуры. В работу интеллектуальных штудий оказались вовлечены и молодые исследователи, и опытные музыковеды. В рамках проектов прошел ряд открытых лекций. Спикерами выступили ведущие профессора Нижегородской консерватории — Татьяна Сиднева, Тамара Левая, Юлия Векслер и другие. Представители научной школы Санкт-Петербургской консерватории заинтересовали аудиторию выступлениями на нестандартные темы — проректор по научной работе Тамара Твердовская акцентировала внимание на «Концепте Севера в русской музыке»; доктор искусствоведения Андрей Денисов познакомил аудиторию с «Интертекстуальным анализом в музыкальном искусстве: pro et contra». Захватывающие творческие параллели провела проректор по научной и творческой работе Петрозаводской консерватории Татьяна Красковская в сообщении «Глинка, Пушкин и музыкальная “Калевала”». Практически ориентированный акцент научной части форумов усилила раскрытием секретов создания и защиты искусствоведческих диссертаций проректор по научной работе Российской академии музыки имени Гнесиных Татьяна Науменко.
Живой интерес вызвали презентации нескольких изданий, осуществленных в рамках проекта. Гостям форума были представлены монография Татьяны Бочковой «Сольная соната для органа: генезис и судьба жанра в европейской романтической традиции» и коллективный сборник трудов молодых исследователей Gradus ad Parnassum.
Начинающие ученые активно погрузились в исследовательский поток и поделились своими научными открытиями. Студентам и аспирантам была предоставлена уникальная возможность принять участие в научных дискуссиях с ведущими музыковедами страны, представляющими различные научные школы. Полемические баталии охватывали не только творчество Глинки, но и других отечественных и зарубежных авторов — Глюка, Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Десятникова, Трояна, Хисаиси, Лэнга и других.
К истокам
«Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем», — эти ставшие крылатыми слова, сказанные Глинкой, подарили организаторам шанс расширить и без того масштабную программу форума обращением к истокам национальной культуры. В рамках проекта состоялась презентация фильма «Праздник Удырпуч: эхо легенды» о богатом культурном наследии марийского народа, его уникальных традициях и обычаях.
Духовно-религиозной традиции отечественной культуры посвятили свои выступления студенты кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории. Ансамбль (художественный руководитель – София Тимуск) выступил с программой «Веселитеся, небеса»! Репертуар коллектива сосредоточился на богатстве певческого искусства прошлого.
В исполнении ансамбля прозвучали древнерусские литургические песнопения из рукописей XVII–XVIII веков, канты, народные песни в аутентичном звучании и аранжировках. Концерт стал ярким свидетельством силы и красоты древнерусской духовной музыки, которая продолжает вдохновлять и волновать сердца современного слушателя.
Тема отечественной средневековой традиции продолжилась и в мастер-классе «Древнерусские знамена – культурный код русского человека», осуществленном петербургскими музыкантами. Гости не только слушали увлекательную лекцию, но и получили возможность самостоятельно прочитать знамена, исполнить хором древние песнопения, что сделало этот эксперимент еще более захватывающим.
Глинка в век информационных технологий
Открытием для гостей форумов стали интерактивные выставки. В холле консерватории на сенсорном экране каждый желающий мог познакомиться с творческой судьбой alma mater от ее основания до наших дней. Погрузиться в удивительный мир прошлого консерватории можно не только на русском, но на английском и даже на китайском языках. Сделать материал выставки доступным для иностранных обучающихся помогли студенты из Поднебесной, осуществившие перевод текстов на китайский. Аспирант консерватории Гун Минчуань отмечает: «Мне выпала возможность принять участие в подготовке проекта, что стало для меня интересным и важным опытом. В процессе перевода я много узнал об истории консерватории. Особенно надо отметить, что 2024 объявлен Годом русско-китайской культуры. Благодаря выставке иностранные студенты и гости консерватории могут ближе познакомиться с ее богатой историей и традициями, что способствует укреплению культурных связей между Россией и Китаем».
В фойе Большого зала расположился удивительный экспонат — ожившее изображение самого Глинки. Отдыхая от посетителей, композитор листает книгу. Но стоит к нему подойти и прикоснуться к экрану, он начинает разговаривать — о детстве, своем учителе Джоне Фильде, Пушкине и многочисленных путешествиях. «В центре моего родного города Калининграда находится памятник Иммануилу Канту, с ним можно сфотографироваться, но нельзя поговорить, а с нашим Глинкой можно. Это меня и вдохновило. Мы постарались воссоздать его манеру речи и предположить, как он мог бы разговаривать. Он рассказывает интересные истории своей жизни, основанные на текстах из «Записок» и писем», — поделилась идеей создания арт-объекта студентка консерватории Вероника Терехина.
Среди ярких событий форума заметным стал необычный телеконцерт «Глинка: музыка — душа моя», представленный студентами кафедры журналистики Нижегородской консерватории, где студенты познакомили гостей со своими телевизионными проектами. Их героями стал не только сам Глинка, но и его последователи, чьи музыкальные открытия нередко вдохновлялись творческим гением русского классика.
Hommage Глинке
Концертная программа охватила большой спектр глинкинских опусов. Звучали его камерные, хоровые, фортепианные и вокальные сочинения. Исполнялись классические, проверенные временем интерпретации и новые нетривиальные переложения. Теплый, чуть меланхоличный тембр саксофона придал Сонате для альта и фортепиано флер особой интимной выразительности (Ольга Попова – саксофон, Ольга Василенко – фортепиано), а знаменитый ноктюрн «Разлука» в исполнении Ирины Шороновой (скрипка), Елены Смолянской (виолончель), Екатерины Флеровой (фортепиано) приобрел дополнительную тембровую многослойность и фактурную стереофоничность.
Необычные сочетания инструментов и новые интерпретации классического репертуара позволили слушателям по-новому ощутить глинкинское наследие, почувствовать его благодатную эмпатию и гармоничную лучезарность, столь необходимые в современном культурном и жизненном пространстве.
«Уникальность форумов заключается в таком органичном соединении разных форм проведения научных секций и культурных концертных событий. Лекции, направленные на развитие научно-критического осмысления и формирования внутреннего потенциала будущих исследователей, обрамляются очень яркими, насыщенными выступлениями», — с воодушевлением высказался проректор по научной работе и цифровому развитию Новосибирской консерватории Павел Мичков.
На сцене нижегородского вуза выступали и гости. Блестящий дуэт Михаила Овчинникова (баян) и Андрея Кугаевского (домра) представил музыкантов из Сибири. Их вечер стал настоящим звуковым кроссовером, в котором переплелись народные мелодии, сочинения Баха, авторские обработки народных песен, восхищая слушателей необычным звучанием и безграничным артистизмом.
В концертных программах блистали трио баянистов «оБАЯНие» (Николай Жигалов, Михаил Бовкун, Никита Золкин), женский (руководитель — Евгения Кравченко) и смешанный (руководитель — Ксения Клименкова) хоры Магнитогорской консерватории. «Я не чувствую себя в гостях. Это связано с теми людьми, которые здесь дышат творчеством. Совместный проект – большой опыт в общении и возможность продемонстрировать каждой из консерваторий свои творческие силы», — рассказала Евгения Кравченко.
Впечатляющий репертуар охватил широкий спектр композиторских имен и эпох. В программах форума звучали шедевры русской музыкальной классики – произведения Бортнянского, Балакирева, Мусоргского и, разумеется, Глинки, чье мелодическое богатство всегда находит отклик у слушателей. Актуальность событию обеспечили сочинения современных авторов Сергея Екимова и Эдуарда Фертельмейстера.
Кульминацией форумов стал грандиозный финальный гала-концерт, в котором на сцену вышли объединенные силы – сводный хор Магнитогорской и Нижегородской консерваторий (дирижер – Иван Стольников). Масштаб выступления поражал: множество голосов, сливающихся в единое мощное звучание, создавало ощущение соборного действа. Апогеем стал легендарный хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», символизирующий патриотизм, величие и духовную силу русского народа.
Как символ единения Глинка собрал в стенах Нижегородской консерватории монументальный «хор» представителей музыкального сообщества России разных поколений. Поддержанные сотрудничеством с Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь) форумы стали живой лабораторией, где искусство и наука идут рука об руку. Здесь, в атмосфере стремления к новым открытиям, консерватория стала центром притяжения и местом встречи талантливых музыкантов, которые чтят и продолжают традиции, заложенные гением русской музыки.