Драгоценный орешек События

Драгоценный орешек

Названы имена победителей XXV Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик»

Телевизионный конкурс «Щелкунчик» отметил свой первый юбилей (поскольку юбилеи – это все, что кратно двадцати пяти, а прочее – круглые даты). И, может быть, один из самых крепких, но вовсе не секретных ингредиентов в эликсире долголетия конкурса – его преемственность. Организаторы не против новизны, просто хорошо знают, что «старый друг – лучше новых двух». Поэтому в составе жюри снова Семён Скигин, Захар Брон, Валерий Ворона, Небойша Живкович. Не меняются специальности: струнные, фортепиано, ударные и духовые. Возраст участников по-прежнему не превышает 15-ти лет. Ничего страшного, что в одной и той же номинации соревнуются исполнители на разных инструментах, а 8-9-летние выступают рядом с товарищами, близкими к верхней границе конкурсного возраста. XXV «Щелкунчик» показал, что это не вредит оценке конкурсантов, – скорее, помогает разглядеть индивидуальность со своими достижениями сегодня и перспективами в будущем. Для финала на сцене Концертного зала имени Чайковского и в эфире телеканала «Культура» такое разнообразие желательно само по себе – зрелищно смешиваются краски, тембры, создается праздничное созвучие жанров и форм исполнительского искусства.

Как всегда, участников поддержал Академический симфонический оркестр Московской филармонии под руководством Юрия Симонова. Наш прекрасный коллектив тоже в числе друзей «Щелкунчика» (в этом году на открытии/закрытии конкурса за пульт посчастливилось стать Михаилу Голикову). Но выразительные штрихи были не только в партиях оркестра. Особенные, юбилейные, акценты расставили те финалисты, которые уже не впервые достигают предпоследнего и последнего туров. И к жюри присоединился пианист Даниил Харитонов, «Золотой Щелкунчик» 2010-го и лауреат Международного конкурса имени П.И. Чайковского 2015 года. Это ли не «драгоценный орешек» юбилея? А внутри у него ядрышко, которое умеет расти и символизирует – во всех смыслах – взросление конкурсантов.

Стефания Мохначева из Казахстана с первого раза не попала в финал: стала дипломанткой «Щелкунчика» 2023 года и обладательницей специального, столь желанного для каждого исполнителя приза – отличной скрипки. Теперь мы услышали этот инструмент в руках солистки и смогли порадоваться, что сложился настоящий «творческий дуэт». Стефания смело погружает смычок в струны, добиваясь полного звука, богатого обертонами. Она играет первую часть «Испанской симфонии» Эдуара Лало серьезно и мужественно, с ответственностью за целое. Юная скрипачка поднялась на ступеньку выше по сравнению с результатом прошлого года и завоевала «Бронзового Щелкунчика». Но для такой, как она, воплощенной ответственности и трудолюбия, – это самая верная дорога. Все случится!

Сделала шаг вперед Алиса Чередникова (Орел) и, после бронзы в прошлом году, в этом завоевала серебро. Алиса исполнила Концертную фантазию кларнетиста и композитора Антона Прищепы, где автор то и дело вспоминает свой мультикультурный опыт и работу для кино. Разумеется, его виртуозное владение кларнетом предъявляет исполнителям Фантазии высокие требования. Яркая, с музыкальными приключениями пьеса помогает солисту, поскольку сама по себе эффектна. В тоже время солист должен рассказать историю и «показать кадры» своего фильма. С этим Алиса, которая умеет расслышать музыку за любыми техническими задачами, справилась замечательно.

Подружил двух «Щелкунчиков», бронзового с серебряным, пианист Андрей Гончаров (Москва). Два года назад исполнитель показал собранность, решительное продвижение от начала к концу части, уверенно сыграв финал Первого концерта Чайковского. Как тогда, так и сейчас, ему неведомо внезапное переживание, смятение души от встречи с аудиторией большого концертного зала. С уже предсказуемой выдержкой и сбалансированным технически запасом пианист представил Andante et Finale. Это позднее сочинение Петра Ильича связано с идеями Третьего фортепианного концерта и Симфонии ми-бемоль мажор. Поэтому наиболее значительным достоинством в игре Андрея были взаимоотношения сольной партии с оркестром. Исполнитель услышал симфонический потенциал рояля и переплел фортепианную фактуру с оркестровой, как бы вмещая их в один большой инструмент.

Так же выступила арфистка Корнелия Хармат (Венгрия/Узбекистан) и увезла домой «Серебряного Щелкунчика». Для арфы соло написано немало достойных произведений, включая исполненную на конкурсе третью часть из Концертино выдающегося венгерского композитора и педагога Ференца Фаркаша. Но все же этот красивый, нежный инструмент гармонично слушается внутри струнного и симфонического оркестра. Соединение аккомпанемента с сольной партией подарило исполнению шарм: извилистые ритмы, смещения метрических акцентов, прелестный национальный стиль засверкали в сложившемся ансамбле.

Своих первых «Бронзовых Щелкунчиков» получили москвичи – перкуссионистка Василиса Моисеева и пианист Марк Гротте. Василиса (самая юная участница, ей 8 лет) исполнила «Польку» из балета Валерия Гаврилина «Анюта». Очаровательная музыкальная «штучка» очень идет исполнительнице, и слушать ее было в удовольствие даже вне конкурса, как посвящение к 85-летию со дня рождения композитора в уходящем году. Василиса чуть-чуть замедляла темп, но это выходило от желания соединить звуки в одну мелодическому линию. Попробуйте сыграть мелодию на ударном инструменте. А Василиса может!

 

Марк Гротте исполнил финал Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского. У пианиста много профессиональных достоинств: тактичное прикосновение и ясный отклик рояля, отчетливая артикуляция, развитая мелкая техника. Но раз уж Марк, как смелый альпинист, решился покорить скалистые вершины знаменитого фортепианного концерта, то и спрос велик. Придется сказать о недочетах – ритмической монотонности, фальшивых нотах, включая «смазанные» октавы. Вероятно, Марк мог бы успешней сыграть что-то подходящее ему по типу музыкальности, на границе классики и романтики (например, часть одного из шопеновских концертов). Но за выносливость и характер, за искренность публика КЗЧ наградила его овацией…

…А победителей просто не отпускала. Пианист Владимир Карякин из Воронежа не побоялся сыграть Второй концерт Сергея Рахманинова (первую часть). И за секунду до того, как раскачался колокол вступительных аккордов, в сердце вошло сомнение: снова взрослый репертуар. Дело даже не в технической сложности, но как 12-летнему подростку проникнуться образами, поэтикой этого могучего произведения? Тут зазвучали сольные аккорды, и внутренний критик притих. Мы услышали не озвучивание, а именно прочтение музыки. Экспрессивный поток влился в русло формы, с предвидением гармонических поворотов, логикой темпов. Оркестр тоже заиграл по-новому, быстро распознав партнера, с которым можно разделить новую глубину в интерпретации музыки. И перед телеэкранами оказалось много тех, кого тронуло исполнение. Поэтому, кроме «Золотого Щелкунчика», Владимиру вручили специальный приз зрительских симпатий.

Что же, автор статьи тоже вправе на симпатии и адресует их 9-летнему скрипачу из Москвы Луке Моромову. С обаянием и радостью Лука извлекает из «четвертушки» звонкие, летящие звуки, чувствует скрипичный тон в пассажах и кантилене Первого концерта Макса Бруха (был исполнен финал). Обращает на себя внимание, что скрипач владеет смычком во всех частях, особенно это важно у колодочки и шпица, ловко справляется с распределением и со сменами смычка в быстром темпе. Вместе с тем в левой руке он цепко схватывает двойные ноты, внятно проговаривает пассажи. Все это ценно и перспективно. Однако сверх технологии, сверх природной сноровки Лука очень естественно слышит очертания фраз, кульминации, кадансы.

Наконец, флейтистка Екатерина Иванова подала просто блестящий пример, как можно реализовать второй шанс, подаренный к Новому году. Екатерину не смутило, что на прошлом конкурсе она даже не прошла в третий тур. Теперь увезет в Санкт-Петербург «Золотого Щелкунчика». Благодаря конкурсантке раскрылась красота заключительной части Концерта для флейты с оркестром Жака Ибера. Однокашник Онеггера и Мийо, счастливо сочетавший ароматы французской музыки в своих композициях, автор предлагает исполнителю подойти к интерпретации Концерта с чутким ухом и глазом. Не передать иначе его выразительных интонаций, красок, тембров – то бесплотных, то терпких. Колористические приемы фруллато, диалоги регистров. Екатерина их услышала, увидела и отлично воплотила с подлинно импровизационной свободой.

Так и состоялся XXV «Щелкунчик». Хотя представление о нем неполно без жгучего обсуждения итогов, колких заметок на полях конкурсной партитуры. Это, конечно, тоже традиция, которую нельзя нарушать. И, как всегда, победителей не судят. А поспорить – можно! Только с уважением друг к другу, вескими аргументами. С непреложной, бережной любовью к искусству.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории