Телевизионный конкурс «Щелкунчик» отметил свой первый юбилей (поскольку юбилеи – это все, что кратно двадцати пяти, а прочее – круглые даты). И, может быть, один из самых крепких, но вовсе не секретных ингредиентов в эликсире долголетия конкурса – его преемственность. Организаторы не против новизны, просто хорошо знают, что «старый друг – лучше новых двух». Поэтому в составе жюри снова Семён Скигин, Захар Брон, Валерий Ворона, Небойша Живкович. Не меняются специальности: струнные, фортепиано, ударные и духовые. Возраст участников по-прежнему не превышает 15-ти лет. Ничего страшного, что в одной и той же номинации соревнуются исполнители на разных инструментах, а 8-9-летние выступают рядом с товарищами, близкими к верхней границе конкурсного возраста. XXV «Щелкунчик» показал, что это не вредит оценке конкурсантов, – скорее, помогает разглядеть индивидуальность со своими достижениями сегодня и перспективами в будущем. Для финала на сцене Концертного зала имени Чайковского и в эфире телеканала «Культура» такое разнообразие желательно само по себе – зрелищно смешиваются краски, тембры, создается праздничное созвучие жанров и форм исполнительского искусства.
Как всегда, участников поддержал Академический симфонический оркестр Московской филармонии под руководством Юрия Симонова. Наш прекрасный коллектив тоже в числе друзей «Щелкунчика» (в этом году на открытии/закрытии конкурса за пульт посчастливилось стать Михаилу Голикову). Но выразительные штрихи были не только в партиях оркестра. Особенные, юбилейные, акценты расставили те финалисты, которые уже не впервые достигают предпоследнего и последнего туров. И к жюри присоединился пианист Даниил Харитонов, «Золотой Щелкунчик» 2010-го и лауреат Международного конкурса имени П.И. Чайковского 2015 года. Это ли не «драгоценный орешек» юбилея? А внутри у него ядрышко, которое умеет расти и символизирует – во всех смыслах – взросление конкурсантов.
Стефания Мохначева из Казахстана с первого раза не попала в финал: стала дипломанткой «Щелкунчика» 2023 года и обладательницей специального, столь желанного для каждого исполнителя приза – отличной скрипки. Теперь мы услышали этот инструмент в руках солистки и смогли порадоваться, что сложился настоящий «творческий дуэт». Стефания смело погружает смычок в струны, добиваясь полного звука, богатого обертонами. Она играет первую часть «Испанской симфонии» Эдуара Лало серьезно и мужественно, с ответственностью за целое. Юная скрипачка поднялась на ступеньку выше по сравнению с результатом прошлого года и завоевала «Бронзового Щелкунчика». Но для такой, как она, воплощенной ответственности и трудолюбия, – это самая верная дорога. Все случится!
Сделала шаг вперед Алиса Чередникова (Орел) и, после бронзы в прошлом году, в этом завоевала серебро. Алиса исполнила Концертную фантазию кларнетиста и композитора Антона Прищепы, где автор то и дело вспоминает свой мультикультурный опыт и работу для кино. Разумеется, его виртуозное владение кларнетом предъявляет исполнителям Фантазии высокие требования. Яркая, с музыкальными приключениями пьеса помогает солисту, поскольку сама по себе эффектна. В тоже время солист должен рассказать историю и «показать кадры» своего фильма. С этим Алиса, которая умеет расслышать музыку за любыми техническими задачами, справилась замечательно.
Подружил двух «Щелкунчиков», бронзового с серебряным, пианист Андрей Гончаров (Москва). Два года назад исполнитель показал собранность, решительное продвижение от начала к концу части, уверенно сыграв финал Первого концерта Чайковского. Как тогда, так и сейчас, ему неведомо внезапное переживание, смятение души от встречи с аудиторией большого концертного зала. С уже предсказуемой выдержкой и сбалансированным технически запасом пианист представил Andante et Finale. Это позднее сочинение Петра Ильича связано с идеями Третьего фортепианного концерта и Симфонии ми-бемоль мажор. Поэтому наиболее значительным достоинством в игре Андрея были взаимоотношения сольной партии с оркестром. Исполнитель услышал симфонический потенциал рояля и переплел фортепианную фактуру с оркестровой, как бы вмещая их в один большой инструмент.
Так же выступила арфистка Корнелия Хармат (Венгрия/Узбекистан) и увезла домой «Серебряного Щелкунчика». Для арфы соло написано немало достойных произведений, включая исполненную на конкурсе третью часть из Концертино выдающегося венгерского композитора и педагога Ференца Фаркаша. Но все же этот красивый, нежный инструмент гармонично слушается внутри струнного и симфонического оркестра. Соединение аккомпанемента с сольной партией подарило исполнению шарм: извилистые ритмы, смещения метрических акцентов, прелестный национальный стиль засверкали в сложившемся ансамбле.
Своих первых «Бронзовых Щелкунчиков» получили москвичи – перкуссионистка Василиса Моисеева и пианист Марк Гротте. Василиса (самая юная участница, ей 8 лет) исполнила «Польку» из балета Валерия Гаврилина «Анюта». Очаровательная музыкальная «штучка» очень идет исполнительнице, и слушать ее было в удовольствие даже вне конкурса, как посвящение к 85-летию со дня рождения композитора в уходящем году. Василиса чуть-чуть замедляла темп, но это выходило от желания соединить звуки в одну мелодическому линию. Попробуйте сыграть мелодию на ударном инструменте. А Василиса может!
Марк Гротте исполнил финал Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского. У пианиста много профессиональных достоинств: тактичное прикосновение и ясный отклик рояля, отчетливая артикуляция, развитая мелкая техника. Но раз уж Марк, как смелый альпинист, решился покорить скалистые вершины знаменитого фортепианного концерта, то и спрос велик. Придется сказать о недочетах – ритмической монотонности, фальшивых нотах, включая «смазанные» октавы. Вероятно, Марк мог бы успешней сыграть что-то подходящее ему по типу музыкальности, на границе классики и романтики (например, часть одного из шопеновских концертов). Но за выносливость и характер, за искренность публика КЗЧ наградила его овацией…
…А победителей просто не отпускала. Пианист Владимир Карякин из Воронежа не побоялся сыграть Второй концерт Сергея Рахманинова (первую часть). И за секунду до того, как раскачался колокол вступительных аккордов, в сердце вошло сомнение: снова взрослый репертуар. Дело даже не в технической сложности, но как 12-летнему подростку проникнуться образами, поэтикой этого могучего произведения? Тут зазвучали сольные аккорды, и внутренний критик притих. Мы услышали не озвучивание, а именно прочтение музыки. Экспрессивный поток влился в русло формы, с предвидением гармонических поворотов, логикой темпов. Оркестр тоже заиграл по-новому, быстро распознав партнера, с которым можно разделить новую глубину в интерпретации музыки. И перед телеэкранами оказалось много тех, кого тронуло исполнение. Поэтому, кроме «Золотого Щелкунчика», Владимиру вручили специальный приз зрительских симпатий.
Что же, автор статьи тоже вправе на симпатии и адресует их 9-летнему скрипачу из Москвы Луке Моромову. С обаянием и радостью Лука извлекает из «четвертушки» звонкие, летящие звуки, чувствует скрипичный тон в пассажах и кантилене Первого концерта Макса Бруха (был исполнен финал). Обращает на себя внимание, что скрипач владеет смычком во всех частях, особенно это важно у колодочки и шпица, ловко справляется с распределением и со сменами смычка в быстром темпе. Вместе с тем в левой руке он цепко схватывает двойные ноты, внятно проговаривает пассажи. Все это ценно и перспективно. Однако сверх технологии, сверх природной сноровки Лука очень естественно слышит очертания фраз, кульминации, кадансы.
Наконец, флейтистка Екатерина Иванова подала просто блестящий пример, как можно реализовать второй шанс, подаренный к Новому году. Екатерину не смутило, что на прошлом конкурсе она даже не прошла в третий тур. Теперь увезет в Санкт-Петербург «Золотого Щелкунчика». Благодаря конкурсантке раскрылась красота заключительной части Концерта для флейты с оркестром Жака Ибера. Однокашник Онеггера и Мийо, счастливо сочетавший ароматы французской музыки в своих композициях, автор предлагает исполнителю подойти к интерпретации Концерта с чутким ухом и глазом. Не передать иначе его выразительных интонаций, красок, тембров – то бесплотных, то терпких. Колористические приемы фруллато, диалоги регистров. Екатерина их услышала, увидела и отлично воплотила с подлинно импровизационной свободой.
Так и состоялся XXV «Щелкунчик». Хотя представление о нем неполно без жгучего обсуждения итогов, колких заметок на полях конкурсной партитуры. Это, конечно, тоже традиция, которую нельзя нарушать. И, как всегда, победителей не судят. А поспорить – можно! Только с уважением друг к другу, вескими аргументами. С непреложной, бережной любовью к искусству.