В течение 80 лет наследие семьи Стравинских было разделено на два города – Санкт-Петербург и Москву. Летом 2018 года архив был воссоединен. Данный проект – первая попытка изучения и осмысления материалов, которые прежде никогда не показывались широкой публике и не были доступны стравинистам. Это исследование-погружение, которое позволит взглянуть через призму современного искусства на фигуру Игоря Стравинского и членов его семьи – создать новые нарративы.
Портрет семьи Стравинских предваряет экспозицию – четыре брата, мать и отец, который оказал сильное влияние на Игоря Стравинского. Уникальный исторический источник: отрывные календари Ф.И. Стравинского, где он тщательно прописывал все подробности каждого дня, в том числе моменты рождения своих детей. Эти архивные материалы перекликаются с аналитической работой Александра Панкина «Имя Стравинского». С помощью математических формул и структурного анализа имени Игоря Федоровича автор создал геометрическую композицию, посвященную гению ХХ века. В противовес Матвей Стецюк создал портрет композитора в стиле конструктивизма из фанеры, расписанной акрилом. Уникальные фотографии Ф. И. Стравинского в ролях, его артистическое амплуа образуют «пару» с интерактивной инсталляцией Арсена Левони «Микротоновый орган Стравинского». Благодаря спрятанным микросхемам, датчикам движения и настоящим бубенчикам с колокольчиками можно почувствовать себя соучастником театрального действия: при взмахе рук перед холстом работа отзывается ритмичными звуками.
Малая родина композитора – Ораниенбаум (Ломоносов) – представлена на выставке как блок «территория Стравинского». Художники – участники фестиваля «Мэтр в Ораниенбауме» (Зинаида Ревчук, Алексей Гостинцев, Светлана Карлыханова, Григорий Молчанов) в своих работах «визуализировали акустику», предлагая зрителю «почувствовать» звук через цвет. А Никита Спиридонов в своем видеоклипе «Scherzo à la Russe, или как я провел 26 марта», снятом в жанре роуд-муви на музыку, реконструирует маршрут композитора 1962 года, описанный в дневниках его биографа Роберта Крафта и племянницы Ксении Юрьевны Стравинской: из Петербурга в родной город Ораниенбаум. Продолжая исследовать территории Стравинского, Алексей Дьяков в своей инсталляции отсылает к последнему месту Стравинского – острову Сан-Микеле в Венеции, где он был похоронен в 1971 году. К теме восприятия личности Стравинского на протяжении ХХ века обращается поэт Антон Кобец: как из «злостного эмигранта» композитор превратился в «светоча русской культуры» после своего приезда в 1962 году. О том, какие страхи могли терзать самого мастера, рассказывает работа «Опасность» Валерия Мартынчика.
Творчество композитора становится полем для разноплановых экспериментов участников «Театра Стравинского». «Группа Т2» создаст современные реплики афиш ХIХ века.
Личные истории семьи, которые сопровождаются историческими фотографиями 1920-30-х годов, рассказаны актерами Электротеатра Станиславского МИР-5. В акустической инсталляции «К Игорю» звучат письма к Стравинскому, написанные близкими ему женщинами: его матерью, женами, старшей дочерью, и племянницей.
Многогранное творчество композитора становится полем для звуковых экспериментов участников «Театра Стравинского». Джазовый барабанщик и художник Владимир Тарасов создал видео инсталляцию «Синкопы Стравинского», где сложнейшая ритмика раскрывает виртуозность композитора.
А Максим Ксута исследует «серийный принцип» искусства хорового пения Игоря Стравинского, где основой композиции становится ряд неповторяющихся гласных звуков, которые пропевает персонаж на шести мониторах.
В состав проекта вошли работы более 30 участников: не только художников, но и актеров, писателей, музыкантов. На открытии будет презентован каталог, который включает в себя проекты Фонда (выставки, фестивали и пр.), реализованные с 2014 по 2018 гг. Куратор: Анастасия Козаченко-Стравинская.