Церемония вручения премии, знаковой в мире российского мюзикла, прошла на сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт». Были объявлены победители в девятнадцати основных и трех специальных номинациях.
История фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра» существует с 2005 года. Тогда по инициативе продюсера Дмитрия Калантарова и при помощи правительства Москвы с участием известных композиторов, режиссеров и актеров был организован проект, направленный на поддержку и развитие музыкальных спектаклей, традиционно относящихся к категории развлекательных жанров: мюзикл, рок-опера и оперетта. В 2021 году в Новосибирске после продолжительной паузы произошел перезапуск фестиваля благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры РФ. В новом формате «Музыкальное сердце театра» будет каждый год проходить в разных городах России, включать в себя показ входящих в шорт-лист спектаклей, творческие лаборатории, мастер-классы и панельные дискуссии. Соответственно, после столицы Сибири «Музыкальное сердце» билось в Екатеринбурге и Кемерове, а в этом году оказалось на Волге.
В течение десяти дней в Самаре и Тольятти были показаны премьеры прошлого сезона из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Иванова, Орла и Ханты-Мансийска. Местные силы были представлены музыкально-драматическим действом «Два благородных дона» Самарского академического театра драмы, получившим в итоге приз зрительских симпатий. Ну а рекордсменом по количеству собранных наград стала рок-опера Артура Байдо на сюжет «Капитанской дочки» Пушкина «Орел и ворон», поставленная Дмитрием Беловым в Красноярском музыкальном театре и одержавшая победу сразу в восьми номинациях. Это – лучший спектакль, лучшая музыка, лучший режиссер, лучшая главная мужская роль (Станислав Сикирин), лучшие костюмы (Ирэна Белоусова), лучший дирижер (Валерий Шелепов), лучшая пьеса и лучший текст песен (Александр Иващенко в сотрудничестве с Дмитрием Беловым). Вторую ступень на пьедестале почета занял вокальный мюзикл Евгения Загота «Айсвил», парафраз на тему оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, превращенной в мрачную антиутопию. «Айсвил», поставленный Алексеем Франдетти на сцене петербургского «Театра на Садовой», стал лучшим спектаклем малой формы, премии был удостоен сценограф Анастасия Пугашкина, автор музыки Евгений Загот стал также лучшим аранжировщиком, Иван Виноградов – лучшим художником по свету, Елена Буланова – лучшим музыкальным руководителем, а Манана Гогитидзе за воплощение загадочного персонажа Бо и Бо (Бобыль и Бобылиха) – лучшей исполнительницей роли второго плана. В Петербург также уехал приз за лучший спектакль для детей и подростков (мюзикл «Сказка странствий» на музыку Шнитке, поставленный труппой театра «Карамболь» под руководством Ирины Брондз). В Северную столицу ушли и премии за лучшее пластическое решение (лауреатом стал хореограф Никита Борис, работавший в спектакле ТЮЗа имени Александра Брянцева «Медведь»), лучшую женскую роль (ее получила сыгравшая в мюзикле «Три товарища» роль Пат Вера Свешникова) и лучшую работу продюсера (им стала директор Музыкального театра имени Шаляпина Юлия Стрижак). Москве досталась награда за лучшую мужскую роль второго плана в мюзикле «Бременские музыканты» Театра имени Моссовета. Получивший заветную статуэтку с золотым скрипичным ключом Валерий Ярёменко философски заметил, что так бывает, когда серьезные роли, в исполнение которых вкладывается много труда и усилий, проходят мимо наград профессионального сообщества, а вроде бы не самые главные персонажи (в «Бременских музыкантах» артист сыграл Гениального сыщика) вдруг оказываются в фаворе.
Сюрпризы с объявлением лауреатов «Золотого сердца театра» отчасти обусловлены особой системой голосования и отбора, чем-то напоминающей знаменитый «Оскар». В премии нет специального жюри, свой голос за номинации в шорт-листе отдает каждый из полутора сотен участников специально организованной Академии современного музыкального театра во главе со своим президентом, композитором, народным артистом России Максимом Дунаевским. А дальше уже на основе подсчета голосов определяется победитель, оглашаемый приглашенный экспертом со сцены после вскрытия специального конверта.
Сама церемония награждения была выстроена как непринужденное действо, в котором после душевного приветствия Максима Дунаевского и показанного в записи официального слова министра культуры Ольги Любимовой началась протокольная часть, перемежаемая музыкальными паузами. Режиссер-постановщик Александр Нестеров сделал своеобразный оммаж Грушинскому фестивалю с его знаменитыми бардовскими песнями, аранжированными для прошедшего вечера в яркие мюзикловые формы (эстрадным оркестром руководил Николай Чермошенцев), спетые известными артистами. Так, Нонна Гришаева в миниатюре Юрия Визбора «Рассказ женщины» предстала в роли работницы коммунального хозяйства, а Иван Ожогин в номере «За туманом» Юрия Кукина – в облике статного красавца-летчика. Общий юмористический тон был разбавлен оттенком светлой грусти в номере, посвященном памяти ушедших мэтров, чьи портреты шли под мелодию арии Христа из Jesus Christ Superstar, проникновенно сыгранной на виолончели Бориславом Струлевым. Актер Юрий Мазихин на протяжении вечера был в образе незадачливого продюсера, занятого поиском артистов. Его комическая суета оттенялась спокойствием ведущих – Михаила Дорожкина и Дарьи Январиной, объявляющих номинации. Помимо позиций, за творческие достижения специальной премии «За партнерство» удостоилась компания МТС Live, а лауреатом «Гранд-премии» за выдающиеся достижения в музыкальном театре стал легендарный режиссер и драматург Марк Розовский, в свои 87 заявивший, что «жанр мюзикла – это жанр молодых людей». В советское время Розовский стал пионером этого направления в нашей стране, скромно именуя свои спектакли «литературно-музыкальными представлениями». Однако время меняется, и «уже и Шнитке – наш человек», добавил мастер под аплодисменты зала.
Показанный накануне церемонии на сцене Самарского оперного театра аккурат в день 90-летия Шнитке мюзикл «Сказка странствий» от петербургского театра «Карамболь» в постановке Дарьи Борисовой, действительно, стал первым подобным опытом в отношении к знаменитому классику. Режиссер одноименного фильма Александр Митта и его сын Евгений адаптировали сценарий специально для театральной сцены, а художественный руководитель Ирина Брондз мастерски скомпоновала партитуру, добавив музыку Шнитке к другим фильмам и попросив Юлия Кима написать стихи к изначально инструментальным мелодиям. Получилась актуальная философская притча с извечной темой противостояния добра и зла, вдохновенного творчества и мещанской пошлости, приводящей к катастрофе.
О том, что мюзикл – искусство действительно серьезное, говорили участники круглого стола под председательством Дмитрия Калантарова, среди которых были как непосредственно творцы, так и продюсеры, педагоги и представители СМИ. Своим богатым организационным опытом поделилась Ирина Черномурова, а композитор Ким Брейтбург предложил создать специальный реестр российских мюзиклов, в который будут вноситься сведения о премьерах и постановках. В том, что этот жанр становится «важнейшим из искусств», похоже, уже никто особо не сомневается.