Андрей Цветков-Толбин: Хочу заниматься первооткрывательством Персона

Андрей Цветков-Толбин: Хочу заниматься первооткрывательством

В «Волга Опере» прошла финальная премьера уходящего года – детская музыкальная сказка «Морозко» московского композитора Владислава Агафонникова. Ее поставил пришедший в октябре нынешнего года на пост главного режиссера Чувашского театра оперы и балета Андрей Цветков-Толбин (АЦ-Т). Он рассказал Евгении Кривицкой (ЕК) о грядущих творческих планах театра и о том, легко ли работать в Чебоксарах.


ЕК Андрей, вы попали в тренд назначений молодых деятелей культуры на руководящие посты в 2023 году, когда стали худруком Сахалинской филармонии. Однако по профессии вы артист музыкального театра, но затем победили в знаковом международном конкурсе молодых режиссеров «Нано-опера», после которого перешли на режиссерскую стезю. Так что Сахалин воспринимался, как, скорее, отклонение от главного курса.

АЦ-Т Вы правы, возвращение в театральную среду, в такой дружелюбный и творчески открытый коллектив – для меня это счастье. Тут любят театр, служат ему – может быть, пока незаметно для всей России, но уже два года, с приходом нового директора и художественного руководителя Андрея Викторовича Попова, театр постепенно набирает международный творческий оборот.

ЕК Я была у вас на фестивале имени Максима Михайлова и беседовала с Андреем Поповым, который рассказал о серьезном ребрендинге. А что вы могли бы со своей стороны добавить об уровне певцов?

АЦ-Т Оперная труппа успешно прошла аттестацию: комиссия из Москвы отметила достойную вокальную форму всех артистов. Другое дело, что в театре долго не было главного режиссера, который бы держал репертуар в мягких, но ежовых рукавицах. Многие постановки имеют налет нафталина со всеми оперными штампами, которые в современном театре уже недопустимы. Когда, к примеру, артист выходит на авансцену, садится на пенек и поет: «Куда, куда вы удалились…». Это касается и оперетт. Тут идут «Марица», «Веселая вдова», «Летучая мышь» – с шикарнейшими декорациями, костюмами, но совершенно без режиссерского решения.

Поэтому моей первой задачей стало вдохнуть новую жизнь в такие спектакли. Труппа изголодалась по тонкой психологической работе, по работе с действенной интонацией и в действии. Еще одна проблема – зарубежные оперы: «Отелло», «Травиата» здесь идут на русском языке. Я не могу сказать, что это способствует посещаемости или какому-то особому пониманию смысла сюжета. Более того, мы сделали опрос зрителей, и 75 процентов проголосовали за исполнение на языке оригинала. В конце концов, есть современная система бегущей строки, перевод текста для всех будет доступен.

ЕК Почему для своего дебюта вы обратились к детской опере?

АЦ-Т Год назад в Московской консерватории я увидел постановку детской оперы «Морозко» Владислава Агафонникова, услышал эту очаровательную, остроумную музыку, которую, как я вначале подумал, написал молодой автор, и влюбился в этот материал. И сразу подумал, почему же эта вещь не идет в театрах. Сюжет «Морозко» мы все знаем с детства по знаменитому советскому фильму. У Агафонникова в либретто история приближена к оригинальной сказке, где у мачехи несколько дочерей. А еще в опере – колоритная Баба-Яга, которую поет мужской голос, баритон. В ее партии все время мелькают английские слова, она этакая «прозападно ориентированная». А Настенька, Дед Мороз, Иван-солдат – наши люди, и для меня эта история становится столкновением Запада и Русского мира. Мы поставили оперу с разными приколами, как сказку для взрослых. Большая гордость, что теперь у нас в театре – свой, уникальный «Морозко», написанный композитором-классиком.

Владислава Германовича Агафонникова я знаю также как автора оперы «Анна Снегина». Впереди год Есенина, надеюсь, мы осуществим мировую премьеру «Анны Снегиной» – как оказалось, есть одноименный телеспектакль с музыкой Агафонникова, но именно опера ни разу не ставилась на сцене, и моя давнишняя мечта – поработать с этим названием. Если откровенно, то я влюблен во все есенинское, в Константиново, где его дом-музей. Это место, где я ощутил себя русским человеком, чье сердце навсегда принадлежит России.

ЕК И все же вы – коренной москвич, имели серьезные певческие роли в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского, преподавали актерское мастерство в Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Как вы себя ощущаете вне столичного ритма жизни?

АЦ-Т Я приехал сюда служить театру, мой главный дом – это театр. Я не чувствую себя оторванным от Москвы. Чебоксары – удивительно гостеприимный город. Театр – его лицо; всех туристов, плавающих на теплоходах по Волге, сразу везут сюда, на смотровую площадку и к театру как к архитектурной и культурной доминанте города. Здесь отличные условия, свои цеха – костюмерный, гримировальный, декорационно-бутафорный. Все ресурсные вещи, которые иные театры заказывают на стороне, наш театр производит сам. Если я когда-то отсюда уеду, это должен быть пик и расцвет этого театра. Я поставил себе такую цель.

ЕК Есть ли генеральный план репертуарного развития на будущий год?

АЦ-Т Хочется заниматься первооткрывательством, чтобы сюда приезжали смотреть то, чего нет в Москве и Петербурге. Если проанализировать, что такое в местном понимании «кассовое название», то, конечно, прежде всего, это оперетта. Поэтому я планирую интересный проект – впервые поставить музыкальную комедию Исаака Дунаевского «Волга-Волга». Думаю, что театр, взявший имя «Волга Опера», находящийся на Волге, должен иметь такой брендовый спектакль. Хочу сделать туристический мюзикл.

ЕК Вы изобрели новую жанровую разновидность!

АЦ-Т Там не будет фрагментов из оперетт, будут именно песни – и не только из кинофильма, но также я собираюсь взять такие шлягеры, как «Молчание», «Под луной золотой». В связи с юбилеем Шнитке хотел бы поставить сценическую версию его Реквиема, может быть, замахнуться на российскую премьеру сценической версии «Джезуальдо» или оперы «История доктора Иоганна Фауста». Это, конечно, «темный материал», несет специфический энергозаряд, но важен, чтобы взбудоражить умы, всколыхнуть общественность.

ЕК Вы будете делать ставку на приглашенных звезд?

АЦ-Т Прежде всего, хочу привлечь внимание к нашим артистам, чтобы у нас были свои звезды и их фан-клубы. Поэтому возобновили проект «Арт-диалоги: концерты-интервью». Еще один цикл: «Оперная гостиная», начали его проводить в многофункциональном зале театра. Каждый раз – своя тема. Уже сделали вечер, посвященный Тамаре Синявской и Муслиму Магомаеву, на очереди вечер, посвященный 95-летию Александры Пахмутовой. Провели парад баритонов из артистов театра, будут парады и других голосов. Считаю важным развивать барочный репертуар, думаю над этим. Певцам необходимо петь старинную музыку – Баха, Генделя, это дисциплинирует и «лечит» голос. Попытаюсь сделать в следующем сезоне эксклюзивный проект – фестиваль моноопер, у нас много певцов, которые могли бы себя достойно показать в таком уникальном жанре. А к 9 мая подготовим «Дни Победы в “Волга Опере”» – серию спектаклей и концертов, посвященных 80-летию победы в Великой Отечественной войне. Мы только что выпустили «Зори здесь тихие», но также интересно сделать программу из забытых песен войны «Война глазами оперетты»: в разных сочинениях затрагивается эта тема, к примеру, в популярнейшей в прошлом оперетте «Севастопольский вальс» Константина Листова или «Василий Теркин» Анатолия Новикова. Двигаясь по такому пути, надеюсь, театр воспарит и найдет свое индивидуальное место на оперной карте России.

Равиль Ислямов: Главное для меня – не количество концертов, а возможность обратиться к чувствам слушателей Персона

Равиль Ислямов: Главное для меня – не количество концертов, а возможность обратиться к чувствам слушателей

Джузеппе Андалоро: Уметь петь на фортепиано – одна из первых технических трудностей… Персона

Джузеппе Андалоро: Уметь петь на фортепиано – одна из первых технических трудностей…

Андрей Попов: «Волга Опера» – один из символов нашего региона Персона

Андрей Попов: «Волга Опера» – один из символов нашего региона

Антон Батагов: Тоника, субдоминанта, доминанта, тоника Персона

Антон Батагов: Тоника, субдоминанта, доминанта, тоника