Декабрьский номер «Музыкальной жизни» традиционно открывается большим обзорным материалом, посвященным самым резонансным темам уходящего года. 2024-й запомнился нам сближением двух главных театров страны, спорными реформами, долгожданными решениями, связанными с молодыми музыкантами на руководящих местах, и рядом других эпизодов, которые стремительно отдаляются от нас, теряясь в бешеном потоке новых событий.
Уже второй год Московская филармония проводит в КЗЧ успешный совместный проект с Фондом Николая Каретникова – Musica sacra nova. Едва ли не самое важное, что стоит сказать об этом цикле, было сформулировано исполнительным директором фонда Антоном Каретниковым в качестве одной из ключевых задач проекта: чтобы активные участники современного музыкального процесса включали эти редкие сочинения в репертуар и учебные планы. То есть поставлена цель вывести раритеты из состояния «лабораторности», познакомить с ними широкую публику, даже если параллельная основному абонементу и запущенная в январе этого года в Камерном зале филармонии программа именуется «Лабораторией Musica sacra nova» (Каретников описывал это как «лабораторный опыт по сшиванию стилистически разных вещей»).
Оба абонемента ориентированы на духовную музыку прошлого и настоящего, природа которой не препятствует композиторским поискам нового языка. Благодаря проекту в двух его составляющих, условно большой и малой, завсегдатаи филармонических залов и новые слушатели имеют возможность следить за эволюцией musica sacra «в самом широком прочтении этого понятия». Впервые в России в нынешнем году прозвучала начальная версия «Красного Евангелия» Ивана Вышнеградского. Состоялись московские премьеры Пролога к «Книге жизни» Николая Обухова и Concerto Spirituale Артура Лурье. В лучшем окружении, рядом с музыкой Губайдулиной, Пярта, Слонимского, звучала Четвертая симфония Галины Уствольской (вряд ли, впрочем, автор был бы доволен любым соседством). Ее уникальное симфоническое творчество, отметим особо, станет одной из основ будущего сезона Musica sacra nova – наряду с московской премьерой «Солнечного песнопения Франциска Ассизского» Шнитке, симфониями Тертеряна и Караманова, «Колоколами в тумане» Денисова и мировой премьерой «Реквиема. Территории печали» Сысоева (сочинения для хора, солистов и авторской электроники, написанного в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты»).
Еще один «штучный» абонемент Московской филармонии. Четвертый сезон «Вещи в себе» открылся этой осенью. Авторский проект главного редактора журнала «Музыкальная академия» Ярослава Тимофеева сохраняет золотой баланс между популярным музыковедением и эстетствованием для немногих, включая самого ведущего. Делается мастерски: Тимофееву удается «держать зал» тщательно подготовленными небанальными историями (случаются, впрочем, и удачные импровизации). Делается с удовольствием: Тимофееву нравится «препарировать» выбранных им героев и их невеликие по продолжительности опусы (концерты в одном отделении тоже видятся очевидным достоинством проекта). Идут ли многочисленные посетители филармонии в первую очередь на молодого харизматика с его характерной манерой публичного думания и говорения? Возможно, и так. Но все же, не хочется исключать, и на композиторов, исполнителей, музыку, в конце концов.
Захватывая этот год с двумя его концертными сезонами, завершившимся и нынешним, вспомним прозвучавшую в абонементе видеооперу Фаусто Ромителли «Индекс металлов», порой едва ли не рычание сопрано Екатерины Кичигиной, точные движения рук дирижера Игоря Дронова, за которыми напряженно следили первоклассные солисты «Студии новой музыки». Вспомним и Федора Леднёва с его технически безукоризненной, зрительски эффектной и в то же время завораживающе «артхаусной» интерпретацией Пятнадцатой симфонии Шостаковича (играл Госоркестр имени Светланова). Не оставим без внимания, вновь, и российскую премьеру сочинения Джачинто Шельси Uaxuctum: те же Леднёв и ГАСО, а также вокальные ансамбли Intrada и N’Caged. Ну и наконец в декабре – «Русские сезоны» Леонида Десятникова. Написанные еще в 2000-м, но актуальные и сегодня. Преодолевшие время, как и всякая настоящая «вещь в себе».
Новое пространство Московской консерватории за этот год стало местом притяжения адептов высоких технологий в современной музыке. Выбор в качестве названия имени Эдуарда Артемьева – одного из композиторов-лидеров электроакустики в нашей стране – задал и вектор, в котором Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) под руководством Николая Попова развивает это пространство. Основные проекты здесь аудиовизуальные выставки, их с момента открытия прошло уже целых четыре: «Музыка машин», «Свободные колебания», «Электрические сны» и «Импросхема». Если в них участвовали современные композиторы и медиахудожники, то сейчас на «Архивации настоящего» можно погрузиться в историю исследований звука в СССР и увидеть уникальные материалы из архивной коллекции Арт-пространства. Параллельно в «Артемьеве» проходят концерты, кинопоказы, перформансы, лекции и практикумы. События рассчитаны и на профессиональную аудиторию, где композиторы с инженерами ЦЭАМ могут воплощать свои самые невероятные идеи, а исследователи рассказывать об актуальной науке, и на тех, кто с электроакустикой совсем не знаком: концерты сопровождаются лекциями, а выставки – увлекательнейшими экскурсиями. И пусть модное и ультрасовременное арт-пространство консерватории найти не так просто, как кажется – царство экспериментов находится в цокольном этаже правого консерваторского флигеля на Большой Никитской, – здесь всегда толпится публика. На днях Арт-пространство «Артемьев» стал победителем престижной Московской Арт Премии в номинации «Музыка» – это ли не доказательство успеха креативной команды ЦЭАМ?
Произошедший в марте чудовищный террористический акт в «Крокус Сити Холле» в подмосковном Красногорске потряс всю страну и заставил вспомнить о трагических событиях 22-летней давности, когда театральный центр на Дубровке захватила группа чеченских боевиков. Казалось, что любые попытки повторить «Норд-Ост» пресечены на корню, ведь за два десятилетия был проведен ряд мер по части предупреждения терактов в общественных местах: повсюду расставлены камеры видеонаблюдения, каждая столичная площадка оборудована металлоискателями и может (но не обязана) привлекать ЧОП для обеспечения охраны. К сожалению, только на примере чрезвычайных ситуаций выявляются уязвимости в системе антитеррористической защищенности массовых мероприятий. Персонал «Крокус Сити Холла» не смог помешать вооруженной группировке привести в исполнение варварский план – нападавшие открыли огонь по находившимся в здании людям, а затем, когда началась паника, подожгли занавес и обивку кресел. В результате действий боевиков в отношении мирных граждан, а также вследствие пожара погибли 145 человек, пострадали – 551. «Крокус Сити Холл» полностью выгорел изнутри, обвалилась крыша – всего за несколько часов Подмосковье лишилось крупнейшей, оборудованной по последнему слову техники концертной площадки. Хочется надеяться, что представители властных структур сделают необходимые выводы в законодательной и правоприменительной сферах, чтобы каждый из нас, собираясь провести вечер в театре или филармонии, не чувствовал себя легкой мишенью для тех, кто сеет страх и хаос. С марта 2025 года культурные организации в ведомстве столичного Депкульта начнут эксперимент по продаже билетов по паспортам. Преступники, осуществившие нападение на «Крокус», тщательно планировали акцию, готовясь на месте – осматривая фойе и зал в качестве посетителей. Так что инициатива с многоэтапной проверкой документов, как в аэропорту или на вокзале, может быть полезной. Однако возникает вопрос обработки информации – как спецслужбы намерены выявлять тех самых потенциально опасных субъектов? И сможет ли это остановить заказчиков массовых расправ? Вопросы, требующие безотлагательного решения.
На региональном уровне не менее остро звучит тема пожарной безопасности в учреждениях культуры. Случайная искра почти полностью уничтожила Театр музкомедии в Хабаровске. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Но в огне погибли уникальные костюмы, дорогостоящие оркестровые инструменты, нотные материалы. Ситуацию взял под личный контроль губернатор края Дмитрий Демешин. Он пообещал восстановить здание и попросил следствие детально разобраться в причинах возгорания. В те же самые дни в Музкомедии Екатеринбурга в одной из гримерок произошло короткое замыкание, огонь охватил площадь в пятнадцать квадратных метров. На тот момент в театре находилось порядка ста человек. Один из них – технический сотрудник учреждения – скончался в машине скорой помощи. Прокуратура Кировского района проводит проверку по факту произошедшего.
Последняя неделя ноября унесла жизнь нашего хорошего коллеги, замечательного автора, журналиста газеты «Труд» Сергея Бирюкова. Мы знали о его тяжелой болезни, но верили, что он обязательно найдет в себе силы, чтобы перебороть недуг. На уход Сергея откликнулся пронзительным некрологом Денис Мацуев: «Это огромная потеря для всего нашего музыкального цеха. Профессиональная критика сейчас уходящий жанр, к сожалению, это как исчезновение одной из ярких красок в культуре, еще одного уникального способа общения музыкантов с публикой и публики с музыкантами. Без нее очень скучно. Поэтому хотелось бы, чтобы в будущем она обрела второе дыхание на том уровне, на который поднял ее своими работами Сергей Бирюков. Его рецензии были не просто отзывами на концерты, а целым учебным пособием по истории музыки и исполнительского искусства. Это делало их полезными не только для самих музыкантов и профессионалов мира музыки, но и для самой широкой публики».
Из Союза композиторов России пришло еще одно трагическое известие – незадолго до своего 55-летия умер Павел Карманов, автор музыки для кино и телевидения, камерных, симфонических, хоровых сочинений, участник группы «Вежливый отказ». Летом культурное сообщество оплакивало Александра Кнайфеля, чья жизнь оборвалась на 81-м году, в Берлине. Хорошо известный на Западе представитель русского авангарда до конца был «петербуржцем по национальности».
В хосписе в пригороде Карлсруэ провел свои последние дни Вольфганг Рим. Он оставил после себя обширное творческое наследие и понимал, какое значение может иметь искусство после смерти его создателя. «Искусство – это то, что выживает, – писал Рим в 1984 году, – потому что оно (каким бы то ни было образом) формирует человеческое достоинство».
В 2024 году музыкальный мир простился с создателем «последней великой оперы XX века» – венгерским композитором Петером Этвёшем. Профессиональное сообщество еще толком не успело отреагировать на это трагическое событие, поэтому в 2025-м ожидается серия мероприятий, посвященных памяти музыканта-новатора из Восточной Европы. Вероятно, в Финляндии и других северных странах повысится интерес к творчеству симфониста-рекордсмена Лейфа Сегерстама – он ушел из жизни в возрасте восьмидесяти лет и оставил после себя более трехсот оркестровых партитур.
В феврале 2024 года токийцы надели кимоно цвета скорби в память о выдающемся дирижере современности – Сэйдзи Озаве. Его карьера отмечена многочисленными наградами, включая номинации на американскую «Грэмми» и японскую Praemium Imperiale – за достижения в искусстве.
Две смерти, совершенно не укладывающиеся в голове, – сорокалетний оперный певец, телезвезда Евгений Кунгуров и 39-летний «принц русского балета» из Мариинского театра Владимир Шкляров. Оба талантливые, успешные, состоявшиеся артисты, любимцы публики. Выражаем соболезнование их друзьям и родным.
В 2024-м не стало Наталии Касаткиной, руководителя Государственного театра классического балета, а также народной артистки СССР, педагога, прима-балерины Большого театра Марины Кондратьевой.
Уходящий год катком проехался по карьерам и репутации нескольких дирижеров с мировым именем. Правление хора и оркестра Монтеверди приняло решение отказаться от сотрудничества с основателем коллектива сэром Джоном Элиотом Гардинером после громкого инцидента с рукоприкладством. Утверждается, что дирижер ударил молодого британского баса Уильяма Томаса после исполнения «Троянцев» Берлиоза во французском городе Ла-Кот-Сент-Андре. Сам маэстро опубликовал заявление, в котором рассказал о прохождении курса терапии по управлению гневом, об осознании необходимости пересмотра отношений со своими подопечными. В итоге Гардинер выразил благодарность всем, с кем сотрудничал на протяжении десятилетий, и отправился на все четыре стороны, впрочем, сразу уточнив, что отставка не означает выход на пенсию. Уже в сентябре было объявлено о новом проекте Гардинера – хоре и оркестре «Созвездие». Вероятно, эксперт по Баху и Монтеверди вновь направит свою энергию на продвижение хорошо известного ему репертуара.
Не столь оптимистично идут дела французского дирижера Франсуа-Ксавье Рота. Лауреата премии Королевского филармонического общества (2024), кавалера ордена Почетного легиона обвинили в сексуальных домогательствах, что спровоцировало его уход из симфонического оркестра Les Siècles и увольнение с поста музыкального директора города Кёльна. Несмотря на публичный скандал, штутгартский оркестр SWR не отказался от будущего сотрудничества с нерукопожатным дирижером и сохранил за ним должность руководителя с сезона 2025/2026. Впрочем, женщины коллектива выступили против такого решения и инициировали внутреннее расследование возможных неправомерных действий Рота. В октябре появилась информация, что французский дирижер может возглавить театр Лисео в Барселоне. Источники, близкие к интенданту Виктору Гарсиа де Гомар, утверждали, что Рот – единственный кандидат на место музыкального руководителя, однако эти слухи были вскоре опровергнуты.
Криминальный характер приобрела история британца Яна Латам-Кёнига, хорошо известного московской публике по работам в «Новой Опере». Он был приговорен Вестминстерским магистратским судом к четырнадцати месяцам тюремного заключения с отсрочкой исполнения приговора на два года. Обладатель ордена Британской империи признал себя виновным в преступлениях сексуального характера против несовершеннолетних. Адвокату дирижера удалось добиться выпуска подзащитного под залог. Учитывая всю тяжесть содеянного, маловероятно, что 71-летнему музыканту удастся после отбытия наказания смыть пятно с репутации и вернуться к профессиональной деятельности.
«Фирма. 100 пластинок “Мелодии”» – юбилейное издание к шестидесятилетию главного звукозаписывающего лейбла страны. Первый тираж в тысячу экземпляров был сметен в первые месяцы: как оказалось, во многих из нас сидит ностальгия по советскому детству, по винтажной классике во всех жанрах – от «Снегурочки» Римского-Корсакова и «Картинок с выставки», эталонно сыгранных Святославом Рихтером, до ВИА «Орэра» и сказки «Алиса в Стране чудес» с Владимиром Высоцким. На 288 страницах авторы Денис Бояринов и Ляля Кандаурова разворачивают впечатляющую хронику культурных событий СССР – через достижения коллективов и солистов, через обстоятельства создания того или иного опуса нашими ведущими композиторами от симфонистов до песенников, хотя, конечно, охватить все, что выходило за эти десятилетия, невозможно. Выбор «золотой сотни» субъективен, но тем и интересен. А чувство «легкого голода», остающееся после изучения фолианта весом полтора килограмма, подтверждает: у каждого есть своя «Мелодия», своя встреча с главной пластинкой, оставившей неизгладимый след в душе.
Книга не только насыщена информационно, но и радует глаз дизайном, разработанным главным художником «Мелодии» Григорием Жуковым. А также услаждает слух: все можно прослушать онлайн, перейдя по QR-коду на ресурс melody.su с полной версией представленной пластинки.
Как написано в аннотации, «в этой книге вас ждет встреча с пластинками-бестселлерами, разошедшимися миллионными тиражами, пластинками-легендами, ценимыми меломанами во всем мире, а также раритетами, известными только эрудитам и виниловым диггерам». И, безусловно, каждая из них заслуживает снова быть услышанной.
Д. Бояринов, Л. Кандаурова. Фирма. 100 пластинок «Мелодии». М.: Издательство «Композитор», 2024. 288 с.
С «Большим собранием записей» Леонида Когана, выпущенным фирмой «Мелодия», необходимо прожить дни: это примерно тридцать часов музыки. Но тот, кто сделает его достоянием своего опыта, уже с обновленным вкусом, критериями, восприятием войдет в современные концертные залы.
Все вместе эти звучащие документы решительно свидетельствуют против специализации, самоограничения и сужения музыкального кругозора. Коган – солист и в ансамбле с пианистами и симфоническими оркестрами – убеждающе широк в своих возможностях, исполнительских интересах. От певучей простоты в «Размышлении» Массне до виртуозной роскоши в каприсах, пьесах и фантазиях Паганини, Сарасате, Вьётана, Ваксмана. От большой классики в концертах и сонатах Моцарта, Бетховена, Брамса, Берга, Чайковского, Шостаковича до стилистических виньеток Крейслера и «Юморесок» Дворжака. И простое, и сложное – все у Когана чудеса!
Структура «Собрания», выпущенного специально к 100-летию со дня рождения великого артиста, подчеркивает эти качества. За исключением трех монографических выпусков (четвертого, посвященного Шуберту, восьмого – Паганини и двенадцатого – Чайковскому), здесь нет специально отделенных друг от друга жанров и форм, нет и распределения по стилям, по странам. Все они предстают в увлекательном калейдоскопе меняющихся событий. И более ранние записи сочетаются с более поздними, а студийные – с концертными. Начиная с первых выпусков, «Собрание» развивает этот принцип единства в разнообразии, нанизывая все новые произведения, имена композиторов, эпохи, расширяя наше понимание технической и образной палитры мастера.
29 дисков сохранили для нас игру Леонида Когана с конца 1940-х годов до последних, раньше не публиковавшихся, выступлений 1981 года. «Неизданное», как постскриптум, освещает предыдущие записи прощальной улыбкой мудрого художника и основателя музыкальной династии. А «Большое собрание» заново дарит нам искусство цельное и многообразное – пламенеющее, строгое, живое. Словом, изменяющее нас искусство.
Начало лета 2024 года прошло под знаком Grand Piano Competition – Денис Мацуев в четвертый раз объявил клич среди юных исполнителей. Они, кажется, совсем иначе воспринимают соревновательный формат – не так драматично и с меньшей долей стресса, чем миллениалы. Для поколения 11-13-летних музыкантов конкурс – скорее игра, увлекательный процесс познания окружающего мира и его меняющихся условий и правил. Собственно, Мацуев изначально предусмотрел, чтобы у юных талантов Grand Piano Competition вызывал исключительно положительные эмоции, и организаторам пока удается поддерживать этот образ самого неформального состязания – большого праздника. Лауреаты получили приглашения на разные фестивали и серьезные проекты, так что, очевидно, оказавшись в matsuev team, эти невероятно целеустремленные дети не только продолжат свой профессиональный путь в музыке, но и вскоре станут артистами международного уровня. Отметим Льва Бакирова и Кирилла Рогового, ставших обладателями Гран-при, а также одиннадцатилетнюю ученицу Максима Железнова в МССМШ имени Гнесиных Варвару Зарудневу – юная исполнительница впечатлила жюри и публику своей сценической уверенностью и не по возрасту зрелыми интерпретациями. Пожелаем ребятам дальнейших успехов, упорства и, конечно, удачи.
В 2024-м стало известно, что Дом Радио – творческая резиденция оркестра и хора musicAeterna – закрывается на реконструкцию. Перед проектировщиками поставили задачу – создать многофункциональную площадку для культурных мероприятий, сохранив при этом стилистику двух эпох: Благородного собрания Петербурга и Ленинградского радио. Между тем грядет важная дата – уже совсем скоро коллективы Курентзиса отметят юбилей, двадцать лет с момента основания. Интрига – обширная программа и имиджевые проекты, приуроченные к празднованию юбилея. К слову, в июне появилась информация о намерениях властей города на Неве возвести на Адмиралтейских верфях новый концертный зал, и, как утверждают источники, его может возглавить Курентзис. Существует реальное соглашение, подписанное между Смольным и ВТБ в ходе ПМЭФ. Стоимость строительства объекта оценивается по меньшей мере в восемьдесят миллиардов рублей. СМИ не упустили возможность указать на «усиливающуюся конкуренцию» греческого маэстро и Валерия Гергиева. Даже если между дирижерами и существует некоторая искра соперничества, это дает свои плоды и способствует подогреву интереса к музыкальной жизни северной столицы.