Дата 16 декабря была выбрана неслучайно – это день рождения Родиона Щедрина, классика, с чьим именем связан особый вклад в современную хоровую музыку. Его «Гимн доброте» из оперы «Рождественская сказка» открыл заседание вместе с миниатюрами композитора, художественного руководителя и главного дирижера Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В. Силантьева Александра Клевицкого «Снег идет» для хора a cappella и Codex manuscriptus для хора с органом. Участие Камерного хора Московской консерватории, известного приверженностью к музыке современных авторов, задало камертон встрече.
«Первые два раза конференция проходила в Туле, теперь мы встречаемся в Москве, на современной площадке в обновленном офлайн-онлайн формате, с ведением прямой трансляции и включением концертной части», – подчеркнул в своем вступительном слове Александр Соловьёв, руководитель Ассоциации, ректор Академии хорового искусства имени В.С. Попова и худрук Камерного хора Московской консерватории. Он же поблагодарил Российский музыкальный союз за неизменную поддержку этой важной акции.
Прозвучала и премьера сочинения «Радуйся, преподобне Леонтие» Петра Корягина, инициатора конкурса молодых композиторов «Партитура», где есть и хоровая номинация. В своем выступлении Петр Корягин выдвинул актуальное предложение – активнее использовать инструмент «резидентства» композиторов в хоровых коллективах. Напомним, что проект «Композиторские резиденции» Союза композиторов России стартовал в 2024 году при поддержке Минкультуры России. Он был создан для развития и популяризации творчества современных российских композиторов и расширения репертуара оркестров. Теперь Ассоциация планирует обратиться с запросом масштабировать резиденции и на хоровые коллективы.
В работе конференции приняли участие дирижеры-руководители хоров, представители различных учебных заведений (от школ до вузов) из Балашихи, Белгорода, Казани, Калининграда, Калуги, Магнитогорска, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Петрозаводска, Рязани, Санкт-Петербурга, Саратова, Тулы. Дистанционно смотрели заседание участники из Владивостока, Екатеринбурга, Кемерово, Красноярска, Ростова-на-Дону, Таганрога, Улан-Удэ, Хабаровска, Южно-Сахалинска.
В выступлениях были представлены разнообразные проекты – конкурсы, фестивали, знаковые концертные события. Тему инклюзии затронул ректор Петрозаводской консерватории Алексей Кубышкин, рассказав и показав во время онлайн-включения фрагменты проекта хорового пения на жестовом языке для глухонемых.
Профессора Новосибирской консерватории, завкафедрой Александр Париман и руководитель хора консерватории Елена Рудзей обрисовали ситуацию в Сибирском регионе, рассказали об эффективности абонементной системы, о развитии движения любительских и детских хоров. В то же время было высказано беспокойство о недостаточном количестве училищ для мальчиков-певцов, о необходимости увеличивать число профессиональных коллективов – в Сибири их всего восемь. Проректор по концертной работе Саратовской консерватории Алексей Кошелев рассказал о праздновании 90-летия Альфреда Шнитке на его малой родине, а хормейстер Муниципального камерного хора «Нижний Новгород» Анна Тинибекова поделилась новостями с Волги – о хоровых соборах и расширении международных контактов, чему способствовал только что завершившийся II Международный конкурс молодых хоровых дирижеров.
Как всегда, весомо и концептуально выступил ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский, предложив создать перспективный календарь событий, чтобы члены Ассоциации могли бы заранее планировать участие – как свое, так и всех потенциально заинтересованных лиц. Также он внес предложение систематизировать вышедшие за последние пять лет нотные сборники, книги и исследования в области хорового искусства – составить рекомендованные списки, чтобы внедрять в учебную практику новую литературу и современные опусы. Продолжая эту мысль, декан Санкт-Петербургской консерватории Сергей Екимов представил новые нотные выпуски петербургского издательства «Композитор».
Евгения Кривицкая, руководитель Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов, как модератор конференции предложила подумать о более систематическом пиаре и освещении деятельности хоровых коллективов: «Создание персонального сайта и ведение страниц в социальных сетях позволило бы усилить влияние Ассоциации народных и хоровых коллективов на федеральном и даже мировом пространстве». О том, как важно постоянно доказывать свою жизнеспособность, свою миссию, сказал в своей реплике Сергей Бондаренко, начальник Управления по сопровождению международных проектов Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы.
Руководитель Госхора Республики Татарстан Миляуша Таминдарова посвятила свой доклад вопросам привлечения публики на хоровые концерты: по ее мнению, сейчас слушатель ищет интерактива, избегает назидательности и прямолинейности. «Артисты должны дарить радость и позитивные эмоции», – подчеркнула Таминдарова. И также посоветовала молодежным коллективам: «Составляйте себе финансовое задание, чтобы иметь мотивацию для формирования вокруг хора своей аудитории». Об утрате популярности у широкой публики хорового искусства и о способах привлечения новой аудитории рассуждала сотрудница «Росконцерта» Дарья Еремина. А продюсер Ирина Брыкова акцентировала внимание на необходимости продвижения коллективов в социальных сетях, о построении персонального бренда и создании успешного онлайн-портфолио.
Евгения Синиченкова, руководитель Детского хора «Радость», представила Калининград. Этот регион впервые делегировал своего представителя, которая обозначила триггерные точки: отсутствие в Калининграде профессионального хорового коллектива, потребность в вузе, где могли бы формироваться артистические и педагогические кадры. В свете этого Евгения Синиченкова публично обратилась к представителям российских вузов с предложением рассмотреть возможность размещения на территории Калининградской области филиала хоровой кафедры, «так как заново открывать крайне непросто, практически невозможно, или поддержать инициативу создания хоровой школы, и создания на ее базе образовательного учреждения с полным циклом».
«Конференция Ассоциации РМС прошла очень плодотворно, – подвел итог Александр Соловьёв. – Многие идеи попробуем воплотить в жизнь. Я также считаю, что мы должны чаще участвовать в грантовых проектах ПФКИ, “Росмолодежи”, должны громче заявлять о себе в медиапространстве и выдвигать представителей хорового цеха на почетные звания и государственные премии».
В концертной части конференции приняли участие группа хора «Юность» Ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева под управлением Анны Аверьяненко, Народный хор кафедры хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных, представивший сюиту красочных песенно-танцевальных номеров. О важности коллаборации академических музыкантов и народников сказала Марина Медведева, заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных.
Подвел черту и поставил яркий восклицательный знак Хор Академического музыкального училища при Московской консерватории. Это известное учебное заведение отмечает 90-летие отдела хорового дирижирования, чьими воспитанниками и педагогами были многие известные деятели в этой сфере. Молодой дирижер Тарас Ясенков взялся оживить, поставить на современные рельсы творческую часть работы студенческого хора, что и было с блеском продемонстрировано в финале конференции.
«Ассоциация народных и хоровых коллективов, ведомая профессором Александром Соловьёвым, существует шесть лет, – подчеркнул генеральный директор Российского музыкального союза Александр Клевицкий, – и очевидно, что организация стала реальной созидательной и практической платформой по взаимодействию хормейстерского сообщества, обмену опытом и налаживанию горизонтальных связей, в итоге приводящих к синергетически результативному эффекту».