Итоговое произведение Николая Сидельникова (1930-1992), законченное им в последний год жизни, прозвучит в Малом зале «Зарядья» 22 декабря. Исполнит «Лабиринты», роман-симфонию для фортепиано соло по мотивам древнегреческих мифов о Тесее, интеллектуал Юрий Фаворин. Сочинение длится восемьдесят минут. В своих авторских заметках (предоставленных редакции «Музыкальной жизни» младшей дочерью композитора, скрипачкой Аглаей Сидельниковой) Николай Сидельников пишет, что этот опус требует от исполнителя отдачи всех духовных и физических сил. Работа над ним велась на протяжении двух лет.
«…Приступаю к собственно “Лабиринтам”, музыке страшной и модерновой; это будет тема с вариациями, с одной стороны очень образными, – с другой должен быть полный сюрреализм, основанный на чувстве страха перед неизвестностью, где герой ищет свою судьбу в образе Минотавра. Здесь сюжет древнего мифа должен проецироваться в современность, где лабиринт следует понимать как нашу жизнь, где у каждого, кто борется, предстоит встреча со своим Минотавром, который неизвестно когда появится из мрака жизненного лабиринта, чтобы пожрать идущего к этой окончательной битве за свою жизнь и свершение своей судьбы», – подчеркивал композитор.
Первым исполнителем «Лабиринтов» был учившийся у Николая Сидельникова в Московской консерватории Иван Соколов – пианист, композитор, исследователь музыки. В комментарии нашему изданию он отметил, что премьера сочинения состоялась далеко не сразу: «Обещал его исполнить друг Николая Сидельникова, для которого “Лабиринты” и были написаны, Григорий Хаймовский, ныне живущий в Америке 98-летний пианист. В июле 1995-го, спустя три года с момента завершения опуса, старшая дочь композитора Анастасия Сидельникова, органистка, передала мне ноты. Учил я это сочинение долго. Премьера прошла 28 апреля 1996 года в Большом зале Дома композиторов на фестивале “Альтернатива”. До этого, 11 апреля в 11 утра, в 35-м классе консерватории было обыгрывание, с рассказом о произведении, о его программе.
Сочинение совершенно для меня особенное, очень трудное, я читал о нем лекции – и в консерватории, и записал несколько видеосюжетов для своего цикла “От Баха до наших дней”. В ноябре 1996-го исполнил этот опус на “Московской осени”. Потом ждал, что возьмется кто-то еще, но никто не брался. Тогда я возобновил исполнения, в 2005-м сыграл это произведение много раз – и в Рахманиновском зале, и в Музее Скрябина, и в других залах Москвы, и в Германии. Понял, что надо более энергично его продвигать.
В 2017-м в Казани “Лабиринты” замечательно исполнил Никита Морозов, сохранилась запись. Желаю сейчас успехов Юрию Фаворину. Уверен, что такое большое во всех смыслах сочинение заиграет в его исполнении новыми красками. Очень рад за Николая Николаевича Сидельникова!».