Секрет счастья Дениса Мацуева События

Секрет счастья Дениса Мацуева

В Оренбурге презентовали новый симфонический оркестр

Коллектив формально существует уже три месяца: с начала сезона главный дирижер Оренбургского филармонического оркестра Юрий Ткаченко методично «собирает» пазл – работает по группам, проводит концерты с разными программами, нарабатывая репертуар. «На сегодняшний день у нас 70 музыкантов, скрипки от шести пультов, тройной состав дерева, полная медь, полная группа ударных. Но мы рассчитываем увеличивать состав до девяноста человек. Планируем до конца сезона сыграть симфонии Чайковского, уже в руках симфонии Брамса, Дворжака, много детских программ, есть оперные проекты – к юбилею Победы поставим “Зори здесь тихие”. График достаточно напряженный – пять-шесть программ в месяц, и я счастлив, что оренбургскому слушателю наша работа нравится. Билеты раскупаются на месяц-два вперед», – так оптимистично обрисовал ситуацию Ткаченко.

В качестве увертюры прозвучало па-де-де из балета «Щелкунчик», музыка, ассоциирующаяся у нас с рождественской сказкой, с ожиданием чуда. А ведь рождение нового симфонического оркестра и есть невероятное событие, в котором поучаствовали «добрые волшебники» – пианист Денис Мацуев и губернатор Денис Паслер. Оркестр создан благодаря его поддержке и находится под особой опекой областного Министерства культуры и лично министра Евгении Шевченко. На инаугурацию приехал «застрельщик» Денис Мацуев, и торжественный вечер прошел в рамках ежегодного, уже XIV Всероссийского фестиваля академического искусства «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева». Со сцены публику приветствовал Председатель Законодательного Собрания Оренбургской области Сергей Грачев, отметивший, что «Оренбург празднует двойной юбилей – 280-летие губернии и 90-летие области, – и создание симфонического оркестра стало еще одним большим подарком для всех жителей региона». А Денис Мацуев поделился живыми воспоминаниями о том, как все начиналось, о рояльном движении, которое зародилось в 2014 году. С тех пор при содействии спонсоров для территорий Оренбуржья приобретались рояли фирмы Yamaha, и уже в 24 населенных пунктах есть эти прекрасные инструменты. Поэтому появление полноценного симфонического оркестра стало следующим шагом в цепи добрых культурных дел, которые проводит здесь Мацуев при поддержке руководства области.

Впереди – серьезный путь, много кропотливой репетиционной работы, но отношение руководства дает основания для оптимистических прогнозов. Тем более что в городе есть Оренбургский государственный институт искусств имени Л. и М. Ростроповичей, в его составе – музыкальный колледж, и часть оркестрантов – выпускники этих учебных заведений, коренные оренбуржцы. Важно, что есть инфраструктура, способная и дальше подпитывать кадрами оркестр. Заботятся тут и об инструментах: куплена шикарная американская арфа, духовые, так что оркестром занимаются всесторонне.

 

Поскольку в рамки фестиваля вписался и проект «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», то праздничность концерта-открытия усилилась участием целой группы замечательных солистов. Великолепный Александр Рамм исполнил свою «коронку» – «Вариации на тему рококо» Чайковского, вновь поразив чистейшей интонацией и теплотой эмоций. Юная Мария Лундина уверенно сыграла две части из сложнейшего Скрипичного концерта Паганини. Открытием вечера стала солистка Михайловского театра Валентина Феденёва. Обладательница выразительного лирического сопрано, она очаровала в образе Русалки из одноименной оперы Дворжака и увлекла темпераментом, перевоплотившись в цыганку Земфиру из «Алеко» Рахманинова. Портрет другой знаменитой цыганки, Кармен, создала в звуках Фантазии Борна флейтистка София Виланд, солистка оркестра Мариинского театра, а юная ученица Гнесинской десятилетки Варвара Заруднева с азартом сыграла финал Фортепианного концерта Мендельсона.

Кульминацией праздника стал Второй концерт Рахманинова с Денисом Мацуевым: мрачная торжественность музыки была еще более сгущена и достигала временами трагической исступленности. По воле солиста в этот раз было меньше лирики и философии, но больше драмы и страданий, отражающих нерв сегодняшнего времени. К чести дирижера и оркестра они были начеку, стараясь максимально идти за Мацуевым.

Сразу можно сказать, что чудо рождения случилось. Юрий Ткаченко вложил весь свой опыт и душевные силы, чтобы сплотить приехавших со всей России музыкантов. Есть тонкие нюансы, возможно, не заметные широкой публике, но понятные профессионалам: насколько стабильны медные духовые, складывается ли баланс групп, насколько объемно и насыщенно звучат струнные, успевает ли оркестр за сверхскоростными темпами Дениса Мацуева, который всегда бескомпромиссен. В этот вечер оркестр в каждом моменте был на высоте, и очевидно, что Ткаченко обладает не только музыкантскими, но и педагогическими талантами, необходимыми для строительства нового коллектива и воспитания оркестровой культуры. «Это один из лучших профессионалов в своем поколении в нашей стране, – считает Денис Мацуев. – Он предан своему делу и готов вложить весь свой опыт в этот оркестр. Начало положено, и сегодня я самый счастливый человек на свете».

 

Кому мешают детские школы искусств События

Кому мешают детские школы искусств

Обсуждаем проект переформатирования начального музыкального образования в Москве

Излучающие радость События

Излучающие радость

Состоялась III Конференция Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза

Добро побеждает зло События

Добро побеждает зло

«Кащея» Римского-Корсакова спели на Фестивале имени С.К. Горковенко

Играем оперу Россини События

Играем оперу Россини

В Нижнем Новгороде поставили «Золушку», но не для детей