В канун уходящего года общественность Москвы всколыхнула информация о готовящейся реорганизации детского музыкального образования. Слухи, просочившись тонкой струйкой из поста в сети ВКонтакте, внезапно вызвали пожар: родители, педагоги, директора стали обмениваться имеющимися данными, строить предположения, основываясь на директивах сверху, – не планировать новый учебный сезон, не брать детей. Со слов педагогов, корреспондент «Московского комсомольца» Светлана Цикулина пишет в статье «Демонтаж творческого образования»: «Департамент культуры Москвы разрабатывает документ, в рамках которого 13 музыкальных школ столицы будут объединены с музыкальными училищами, 27 сохранят возможность обучать детей по предпрофессиональным программам и получать городское финансирование, а 101 учреждение планируется лишить денежного довольствия и перевести на полную или частичную самоокупаемость. В ходе реформы эти школы должны быть объединены в единые кластеры (одно юридическое лицо), включающие в себя до 12 бывших образовательных организаций – по округам. Принимать в них детей будут только за деньги. Школы искусств, лишившиеся финансирования, потеряют возможность учить детей по предпрофессиональным программам и готовить их к поступлению в профильные учреждения среднего и высшего звена. Они смогут вести занятия лишь по усеченной общеразвивающей программе, со временем превращаясь в обычные платные кружки».
Итак, есть списки «счастливчиков», тех самых 27 школ, а все остальные – изгои, куда, к примеру, попала ДШИ имени И.Ф. Стравинского. Школа шикарно оборудована, в ней три (!) духовых органа, рояли Steinway и Boston – лучшие на сегодняшний день. Семь человек от этой школы состоят в Аттестационной комиссии педагогов города Москвы. Учащиеся этой школы продолжают дальнейшее образование в колледжах и училищах Москвы, один из учеников год назад участвовал в «Органном марафоне» в рамках Международного Зимнего фестиваля искусств в Сочи, который возглавляет народный артист СССР Юрий Башмет. Теперь же в школу пришла методичка – рекомендация по набору на 2025/2026 учебный год, и там ясно сказано: в графе набора на предпрофессиональное образование с 1 сентября 2025 года поставить цифру «ноль».
Также школы уже получили программу, в которой вместо двух позиций – общеразвивающая и предпрофессиональная программы – предлагается набор модулей от пары месяцев до одного-двух лет, и каждый сам может выбрать, что ему хочется – не в последнюю очередь исходя из размера своего кошелька. Казалось бы, возможности расширяются, но на деле это разнообразие имеет множество не очевидных для несведущих людей нюансов. Главное – вместо массового охвата и приобщения к музыке детей мы получаем резкое сужение контингента и ограничение в равном доступе к культурным ценностям. Мы попросили экспертов в сфере детского образования прокомментировать готовящуюся реформу и дать оценку ее КПД.
Екатерина Мечетина, заслуженная артистка России, доцент Московской консерватории, председатель Федерального учебно-методического объединения |
Вопросами детского музыкального образования я занимаюсь давно и имею личный опыт преподавания в Центральной музыкальной школе. Проблемы, которые вызовет реформа, на мой взгляд, следующие. Во-первых, ДШИ, реализующие предпрофессиональные и общеразвивающие программы, будут территориально труднодоступны для многих детей, а в территориально близких не будет предпрофессионального и общеразвивающего образования.
Во-вторых, из-за уменьшения количества ДШИ с полноценным обучением резко снизится количество абитуриентов ссузов, а затем и вузов, причем не только по традиционным специальностям, а еще и по смежным (саунд-дизайнер, гейм-дизайнер и пр.).
В итоге реформа приведет к постепенному исчезновению классов относительно редких музыкальных инструментов – гобой, валторна, фагот, тромбон, а также коллективов ДШИ, так как они формируются на основе многолетней практики учащихся, что невозможно при краткосрочных образовательных программах.
ДШИ, не попавшие в список реализующих предпрофессиональные программы, должны будут переименоваться и потерять статус ДШИ, так как по закону ДШИ обязана реализовывать именно предпрофессиональные программы, – они станут домами детского творчества. Это в корне противоречит задачам, поставленным в целом ряде поручений Президента РФ В.В. Путина, а также Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года и ряду федеральных законов.
Не говоря уже о том, что резко упадет престиж профессии детского педагога в глазах выпускников московских творческих вузов. Многие прекрасно оснащенные школы (как упомянутая ДШИ имени И.Ф. Стравинского) не попадут в число ДШИ, а значит, средства на их оснащение высококлассными инструментами и оборудованием окажутся потраченными впустую.
И в целом, если считать Москву лидером и образцом для подражания в регионах, такой пример может стать «заразительным» в плохом смысле. Вместе со скрипачом, членом Общественной палаты РФ Петром Лундстремом мы были на приеме у руководителя столичного Департамента культуры Алексея Анатольевича Фурсина. Разговор был уважительный, и мы пытались донести мысль, что такие реформы никак нельзя проводить в жизнь без согласования с профессиональным сообществом, в частности, есть Федеральное учебно-методическое объединение, которое именно эту функцию и призвано выполнять. Показалось, что нас услышали. Но на следующий же день директорам разослали методические рекомендации, где были прямые указания: набора на следующий учебный год нет!
Павел Левадный, композитор, пианист, ответственный секретарь Союза композиторов России, научный секретарь Гильдии музыкознания и Гильдии музыкального образования Российского музыкального союза |
Насколько я могу судить по той информации, которой делятся коллеги, в планируемой реформе есть четыре главных вектора – это выделение 27 исключительно предпрофессиональных школ и присоединение 13 школ к колледжам, массовое объединение учреждений по округам, ликвидация в большинстве школ со следующего учебного года предпрофессиональной программы, введение новых платных ТОПов – Творческих Образовательных Программ. Я, как профессиональный музыкант, прошедший всю систему музыкального образования от школы до аспирантуры, и который в течение семи лет возглавлял московскую ДМШ № 66, вижу ряд опасных рисков этой реформы.
По сути ТОП – это общеразвивающая программа, поделенная на два типа – облегченную (фактически просто кружок) и углубленную – и разбитая на несколько этапов. Учащиеся (а вернее, их родители) должны будут сами решать, какие им покупать этапы и типы программ. Ключевое обстоятельство здесь в том, что ТОПы будут только платными и на самоокупаемости.
Для ориентировки в ценах: в настоящее время средняя стоимость общеразвивающих программ в год на человека варьируется от 70 000 рублей до 160 000 рублей, то есть в месяц (расчет идет на девять учебных месяцев) самая малоинформативная программа стоит 7 800 рублей, а самая полная программа – 17 800 рублей. Эти цифры немного отличаются в разных учреждениях.
На мой взгляд, при реализации гипотетических планов по реформе в жизнь система столкнется с целым рядом проблем. Например, школы, выбранные в качестве предпрофессиональных, будут испытывать отток контингента, поскольку далеко не все дети тянут на предпрофессиональный уровень. Кроме того, и профессиональный состав педагогов в школах не всегда таков, что они могут вести только предпрофессиональную программу с расчетом на поступление учеников в колледжи.
27 предпрофессиональных школ на огромный по территории 15-миллионный мегаполис – это мало. Для большинства семей нереально возить несколько раз в неделю ребенка в музыкальную школу в другой район. Возникает ситуация необоснованной привилегированности тех детей, которые живут рядом с бесплатными предпрофессиональными школами и, в отличие от большинства (а это десятки тысяч детей, которым не повезет), будут иметь возможность качественного бесплатного образования.
Далее в непростых условиях, когда высокая инфляция, а цены растут буквально на все, столь сильно платное музыкальное образование вызовет отток желающих его получать. Сокращение набора в условиях самоокупаемости школ приведет к сокращению нагрузки, а следовательно, и педагогов.
Возникает вопрос: кто будет платить такие деньги, чтобы обучаться, например, на валторне, трубе, домре, балалайке, контрабасе, тубе? Эти инструменты выпадут из образовательного процесса сразу.
Любое объединение творческих учреждений – это минус одна творческая единица на карте города. Происходит стирание традиций, идентичности присоединяемого учреждения. Объединение по округам предполагает одного генерального директора примерно на 10-12 учреждений. Для конечного «потребителя» – детей и педагогов – это очень плохо, поскольку текущие вопросы будут решаться медленно, а генеральный директор будет не в состоянии заниматься развитием каждой конкретной школы.
В объединениях школ цена на обучение будет единой, ее будет определять генеральный директор. Но округа в Москве большие, есть богатые центральные районы, есть менее платежеспособные районы. Сейчас школы сами устанавливают цену на обучение по платным услугам, исходя из возможностей населения своего района.
Платное музыкальное образование было и в советский период. Однако при этом образовательная деятельность школ полностью финансировалась государством, это была не самоокупаемость. В общем, вопросов – масса. Но главное: сеть ДМШ и ДШИ создавалась не только и не столько для формирования профессиональных музыкантов, сколько для воспитания публики, потребителей академической музыкальной и вообще культурной индустрии. Эта реформа бьет по главному.