Яна Дубинина: Для меня важно услышать каждую ноту, насладиться ее звучанием Персона

Яна Дубинина: Для меня важно услышать каждую ноту, насладиться ее звучанием

Мы пообщались с необычной российской скрипачкой, получившей блестящее музыкальное образование во Франции, Яной Дубининой. В 2015 году она с отличием окончила бакалавриат парижской консерватории Schola Cantorum de Paris. В 2019 году – также с отличием – получила степень магистра в частной международной музыкальной академии Academie Internationale d’Art Musical. Сегодня Яна Дубинина специализируется на неокласссике и рок-музыке, являясь участником таких проектов, как Hard Rock Orchestra, RockestraLive и Klavier. Она играет каверы на песни таких групп, как «Наутилус», «Звери», Metallica, Linkin Park, Muse.

Лариса Столетова (ЛС) поговорила с Яной Дубининой (ЯД) о тернистом, но интересном пути в музыке и новых поворотах карьеры.


ЛС Яна, расскажите, как сложилось, что ваше обучение проходило во Франции?

ЯД Можно сказать, помог случай. В рамках проекта «Юрий Башмет – молодым дарованиям России» в учебные учреждения приезжают именитые педагоги как из России, так и из-за рубежа. В нашу десятилетку в Екатеринбурге по приглашению Юрия Абрамовича приехал профессор из Франции, прекраснейший Ролло Ковак – основатель музыкального фестиваля в городе Тур (Франция), куда приезжали многие советские музыканты, такие как Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Святослав Рихтер… А Максим Венгеров, Евгений Кисин (признан иноагентом Минюстом РФ. – «МЖ»), Алена Баева, можно сказать, начинали на этом фестивале свои международные музыкальные карьеры. Я не должна была играть на мастер-классе Ковака, но оставалось одно свободное место, и меня пригласили. Хоть я и не была полностью готова, но ему понравилось мое харизматичное исполнение концертной фантазии Игоря Фролова на темы из оперы «Порги и Бесс» Гершвина. Это было по-настоящему мое произведение. Непривычные для академической музыки джазовые приемы дали мне возможность максимально раскрыть себя. И Ковак меня пригласил в свою академию.

ЛС Как ваши родители отреагировали на это?

ЯД Родители были в шоке: какая может быть Франция, какой Париж? Но я была непреклонна. Горела мечтой учиться именно у этого преподавателя.

ЛС Вам была важна личность педагога?

ЯД Безусловно! Все мои предыдущие преподаватели были замечательными, они всегда вдохновляли и поддерживали меня, и я четко понимала, что не хочу поступать к какому-то именитому педагогу, у которого я буду просто серой мышкой. Мне было важно найти человека, с которым будет контакт, потому что обучение музыке – это невероятный труд. Мы не можем прочитать учебник и научиться играть на скрипке. Только «твой» педагог сможет найти индивидуальный подход и раскрыть не только технические возможности, но и внутренний потенциал. С Ролло Коваком произошел этот коннект, возможно, еще и потому, что он в свое время учился в Московской консерватории у самого Давида Ойстраха, это была русская, советская скрипичная школа.

ЛС И вы поехали?

ЯД Не сразу. До Франции случилась поездка на мастер-класс Ковака в Словакию в рамках фестиваля Bassfest – чтобы и себя продемонстрировать, и убедиться, что это действительно то, что мне нужно. Я усердно готовилась, занималась просто как зверь.

ЛС Сколько учеников набирал к себе ваш профессор?

ЯД В тот год месье Ковак отобрал всего двух учеников: меня и еще одну девочку из Эстонии. Он искал талантливых и перспективных. А вообще, в нашем классе было порядка двадцати учеников – в основном, конечно, французы, но также и ребята из Белоруссии, Японии, Польши. Параллельно с этим, чтобы получить диплом не только частной академии, я поступила в Schola Cantorum – самую старую и самую первую консерваторию в Париже. О ней, кстати говоря, не так много знают наши музыканты; российские студенты, как правило, поступают в École Normale de Musique.

ЛС Есть ли принципиальная разница между российской скрипичной школой и французской?

ЯД Знаете, большинство французов приходят в консерваторию достаточно средними музыкантами, но система построена таким образом, что они выполняют колоссальное количество упражнений, и за короткое время существенно повышают свой уровень мастерства. В России мы играем гаммы, упражнения Шрадика, Шевчика, но не настолько тщательно, что ли. А французы все это просто «вдалбливают» в пальцы, доводят до сверхавтоматизма.

На моих глазах девочка, которая при поступлении выдавала довольно посредственный результат, за полгода стала играть потрясающе: она справляется с любыми техническими сложностями, любыми пассажами, идеально чистая интонация. И это, казалось бы, «просто упражнения».

Французская система построена на элементарной, но эффективной методике. Например, в классе моего французского педагога мы играли гаммы на одной струне. Задание не просто сыграть линейную гамму, но и все арпеджио, достаточно заковыристое. Нужно максимально изучить гриф. Еще огромное внимание уделяют интонации. И все это делается очень-очень медленно, супермедленно – чтобы услышать каждую ноту, насладиться ее звучанием, услышать все обертоны. Это было очень необычно.

ЛС На вашем счету победы в самых престижных состязаниях, таких как Grand Prize Virtuoso в Зальцбурге, конкурс Gianluca Campochiaro в итальянской Педаре, музыкальный конкурс в Стокгольме и другие. Что для вас значат эти победы?

ЯД Наверное, то же, что для спортсменов золотые медали. Вообще, между спортом и музыкой много общего. Многократные повторения одного и того же действия, терпение и упорство, скрытые от глаз, на публике кажутся чем-то легким. Пока сам не попробуешь это воспроизвести.

ЛС Как вы попали в жюри Международного музыкального конкурса Les Clés d’Or в Париже?

ЯД В 2015 году я стала победителем конкурса Les Clés d’Or, получив высшие баллы от всех членов жюри. После победы Жерар Ганассия, директор конкурса, приглашал меня для участия в концертах-открытиях Les Clés d’Or в последующие годы, а в 2019-м – уже в качестве одного из членов жюри, что было для меня невероятно почетно и ценно, ведь сначала я сама была участником, затем вдохновляла ребят своей игрой и в завершение была удостоена чести оценивать игру других прекрасных молодых исполнителей. Это позволило по-новому взглянуть на скрипичное мастерство. Когда играешь сам, это одно, а когда выступаешь в качестве эксперта – ответственность намного выше.

ЛС Расскажите о своем инструменте.

ЯД Мой акустический инструмент – современная французская скрипка, копия Гварнери Il Cannone, той самой скрипки, на которой играл Никколо Паганини. Почему инструмент не старинный? Я в принципе отдаю предпочтение всему современному. Он более прост в уходе, не так сильно реагирует на погодные условия. Не хотелось бы переживать за каждую трещинку. А по звучанию некоторые современные скрипки нисколько не проигрывают старинным.

ЛС У вас была возможность посравнивать их?

ЯД Да, у Ролло Ковака собственная скрипка Гваданини. Конечно, это потрясающий опыт – шикарное звучание, но сейчас у меня рука не поднимется взять такого рода инструмент. Как вы знаете, я играю современную рок-музыку в оркестрах Hard Rock Orchestra, RockestraLive, квинтете Klavier.

ЛС Klavier специализируется на каверах Rammstein. Как, на ваш взгляд, сочетается скрипка и тяжелая музыка?

ЯД В репертуаре Rammstein много невероятно красивых мелодий, куда идеально вписывается скрипка – например, Mutter или Sonne. А есть и песни, достаточно виртуозные с точки зрения скрипичной техники, а также в которых интересно поработать над звуковыми эффектами.

ЛС У вас есть мечта?

ЯД Да, я хочу освоить максимум технических возможностей и нюансов исполнения рок-музыки, привнести нечто новое в этот жанр и мечтаю, чтобы скрипка и рок перестали быть чем-то несовместимым.

Джанкарло дель Монако: У меня много друзей в России Персона

Джанкарло дель Монако: У меня много друзей в России

Андрей Цветков-Толбин: Хочу заниматься первооткрывательством Персона

Андрей Цветков-Толбин: Хочу заниматься первооткрывательством

Равиль Ислямов: Главное для меня – не количество концертов, а возможность обратиться к чувствам слушателей Персона

Равиль Ислямов: Главное для меня – не количество концертов, а возможность обратиться к чувствам слушателей

Джузеппе Андалоро: Уметь петь на фортепиано – одна из первых технических трудностей… Персона

Джузеппе Андалоро: Уметь петь на фортепиано – одна из первых технических трудностей…