Музыкант Владимир Резицкий – один из самых известных исполнителей фри-джаза, саксофонист, флейтист и композитор, лидер группы «Архангельск», в одном названии которой, кажется, уже заложен ответ о том, какой должна быть книга о нем.
Архангельск с 1970-х годов – одна из отечественных джазовых столиц. Его обитатели: моряки с импортным «винилом» и дети ссыльных, трудовой народ и студенты Архангельского музыкального училища, взрывающие городские кафе-рестораны исполнением не только переаранжированных эстрадных шлягеров, но и актуальной «зарубежкой» в диапазоне от The Beatles до Chicago.
В эпицентре всего этого битово-свингующего коктейля Владимир Резицкий выделялся не только филигранным талантом и яркой внешностью – улыбчивый парень с волосами ниже плеч, в «клешах», футболке c логотипом экспериментальной хард-роковой команды Mott the Hoople и внимательным светлым взглядом, – но и своей особенностью успевать все: сочинять и репетировать, организовывать фестивали и концерты и, конечно, играть музыку.
Какой должна быть книга о нем? Наверное – в той же фри-джазовой стилистике, в которой для неподготовленного слушателя или джазового сноба вроде бы отсутствуют общепринятые схемы и правила, но на деле подчиняющейся общей, пускай и далекой от принятых канонов, дисциплине.
Именно эту, опять-таки, весьма условную манеру и взяли на вооружение трое архангельских энтузиастов: автор идеи, меценат и библиофил Игорь Флейшман, автор-составитель Елена Сергиевская и художник Алексей Григорьев.
Коллектив работавших над «книгой друзей, о друзьях и для друзей», конечно, шире, но именно эти трое выпустили в свет увесистый 320-страничный фолиант-альбом о блестящем Владимире Резицком. Придумали и нарисовали, как сказал музыкант Владимир Тарасов, «портрет Архангельска на фоне Резицкого».
Джазовый энтузиаст Игорь Флейшман проект во всех смыслах поддержал. Елена Сергиевская взяла десятки интервью, написала необходимые текстовые «интро» и скомпилировала слова и смыслы. Алексей Григорьев придумал макет и «вытянул» (иногда даже при помощи «искусственного интеллекта») раритетные фото, свел в изысканные арт-блоки уникальные артефакты эпохи.
То, что книгу о Владимире Резицком сделали именно его друзья-земляки, очень важно: все происходившее с ним и при его участии прочно вписано в эти места, где сам он все «засеял своими нотами и идеями».
В Северодвинске он служил срочную вместе с ленинградцем Григорием Клеймицем (позже работавшим с Жаном Татляном, ВИА «Поющие гитары», Эдитой Пьехой) и москвичом Валерием Плотниковым – впоследствии одним из самых выдающихся отечественных фотографов.
Дальнейшая джазовая жизнь Владимира Резицкого – нескончаемый увлекательный джем-сейшн. Учеба, работа в ресторанных оркестрах, днем – репетиции своей программы, вечером – концерты для посетителей с абсолютно другой музыкой, выступления на городских мероприятиях, организация гремевших на весь Союз архангельских джазовых фестивалей и поездки по всей стране. Пробный переезд в Вильнюс, возвращение и снова – репетиции, выступления, концерты-перформансы, гастроли, встречи, события и перемещения в пространстве, скомпилировать которые, выбрав наиболее значительные из всего, что кажется важным, в случае с Резицким очень сложно.
Флейшман, Сергиевская и Григорьев с этим справились на отлично, выстроив систему глав и воспоминаний таким образом, что даже не посвященный в творчество Резицкого читатель получает увлекательное повествование не просто о судьбе замечательного музыканта, но еще и о важном временном этапе в российской культурной истории.
Каждый рассказ в книге – эксклюзив, за исключением воспоминаний Алексея Баташёва и Олега Лундстрема, чей жизненный путь на момент написания книги был закончен и их высказывания взяты из телепередач.
Члены семьи, музыканты Аркадий Шилклопер, Анатолий Вапиров, Игорь Бриль, Андрей Кондаков, Владимир Волков, Сергей Старостин, Алексей Круглов и многие другие. Друзья, исследователи, журналисты и, конечно, почти два десятка фотографов в диапазоне от легендарного Александра Забрина до Виктора Мананкова. Все они откликнулись на идею создания этой книги с огромным энтузиазмом, и результат вышел соответствующий замыслу.
Перелистывая огромный том, в котором наряду с воспоминаниями, фотографиями, раритетными афишами, вырезками из «джазовых» журнальных публикаций и конвертами пластинок больше десятка страниц отдано под основные библиографию, дискографию, видеографию, хронологию концертов и фестивалей в СССР, в России и за рубежом и другие кропотливо собранные подробности, понимаешь, с какой вовлеченностью и любовью работало трио в составе Флейшман – Сергиевская – Григорьев. Трио, не понаслышке знающее архангельский джаз: каждый участник этого состава предельно интегрирован в эту тему и известен всем, вовлеченным в ситуацию.
Удивительно, но звуковых носителей с музыкой Владимира Резицкого выходило не так много. «Призраки старого города» 1989 года, по сути, единственная виниловая пластинка, вышедшая на «Мелодии», плюс небольшие фрагменты с джазовых фестивалей. Остальное – диски, вышедшие на Leo Records и других небольших лейблах, известных только коллекционерам.
Парадоксальная ситуация: обычно подобной книги удостаиваются музыканты, чьи заслуги запечатлены и оценены куда больше, чем джазовый талант Владимира Резицкого. Здесь же массивный фолиант выходит в год восьмидесятилетия Резицкого и, возможно, станет новой отправной точкой для осмысления как его творческого наследия, так и всего феномена «архангельского» джаза.
Эта книга – авторская работа трех неравнодушных веселых людей, сделанная с большой любовью – к другу юности, к городу, к эпохе и к музыке, которую кто-то откроет для себя и впитает с прекрасным ароматом матовых страниц, а кто-то, возможно, найдет и издаст то, что пока известно как «неопубликованные записи музыканта Владимира Резицкого».
Книга – лоцман, ведущая по нужному культурному фарватеру, почему бы и нет? В контексте портово-джазового Архангельска это будет очень гармонично.