DVOŘÁK. SYMPHONIES 5 & 6  <br> JAIME MARTÍN <br> MELBOURNE SYMPHONY ORCHESTRA <br> MSO Релизы

DVOŘÁK. SYMPHONIES 5 & 6
JAIME MARTÍN
MELBOURNE SYMPHONY ORCHESTRA
MSO

Послужной список испанского дирижера Хайме Мартина впечатляет, учитывая, что начинал он свою карьеру как флейтист. Мартин сотрудничал со многими известными оркестрами из Испании, Великобритании, Германии, Франции. В его дискографии — концерты Моцарта для духовых инструментов, сочинения Брамса, испанская музыка и даже последнее симфоническое сочинение американского кинокомпозитора Джеймса Хорнера Collages.

Величественные виды австралийских скал «Двенадцать апостолов» на обложке сопровождают релиз Пятой и Шестой симфоний Антонина Дворжака. Это первый из планируемых пяти дисков, охватывающих все симфонии композитора. Для Мартина это глубоко личный проект; как он говорит, «ностальгия по родине, которую дает музыка Дворжака, сопровождала меня с тех пор, как я в десять лет впервые услышал симфонию “Из Нового Света” на пластинке из коллекции моего отца». Для диска взяты живые записи концертов, сделанные в 2023 году с Мельбурнским симфоническим оркестром, где Мартин является главным дирижером.

Пятая и Шестая симфонии знаменуют поворотный этап в карьере композитора. В первые годы сочинения музыки Дворжак ориентировался, с одной стороны, на венских классиков, а с другой — на популярного тогда Вагнера. Но примерно в конце 1870‑х, в особенности после бешеного успеха «Славянских танцев», композитор стал чаще обращаться к национальным традициям в своей музыке. Это напрямую отразилось в данных симфониях, где используются любимые Дворжаком думка (лирическая протяжная песня) и фуриант (чешский танец). Его Пятую симфонию часто сравнивают с Пасторальной симфонией Бетховена. Но руссоистское блаженное слияние с природой здесь отсутствует, вместо этого правильнее говорить о впечатлениях от достопримечательностей Чехии, увиденных из окна поезда. Атмосфера первых трех частей скорее камерная, временами игривая, временами грустная; по контрасту финал взрывается бурей страсти. Шестая симфония явно вдохновлена написанной в той же тональности Второй симфонией Брамса, особенно в первой части и в финале. Однако в целом видны те же характерные черты стиля Дворжака — ритмические синкопы и пунктиры, выразительные мелодические линии, часто отданные низким инструментам. Это была первая изданная симфония композитора в период, когда ему стали предлагать заказы крупные музыкальные институции. По сравнению с предшествующей Пятой здесь ощущается отточенность стиля Дворжака и главенство общего просветленного и радостного настроения.

Представляется, что европейские традиции сочинения музыки и фольклорные интонации, которые просвечиваются у Дворжака, не нашли отклика у Хайме Мартина. Он трактует обе симфонии с необычайным напором и агрессией. По тексту дирижер движется решительным шагом, сметая все на своем пути. Такое отношение к партитуре, где много повторяющихся эпизодов и в целом уже достаточно статичная фактура, приводит к упрощению музыки. Где же проникновенность, где нежная лирика? Они поглощены «эпичным» повествованием. Парадокс в том, что такая интерпретация точно следует партитуре, но на выходе получается запись, от которой быстро устают уши. И это не упрек к качеству оркестра: технически коллектив осуществил волю дирижера на высоком уровне. Особенно хочется отметить безупречную работу валторн в туттийных и сольных эпизодах. Но в целом исполнение вышло достаточно тяжеловесным и прямолинейным.