Великодушие и крест Нормы События

Великодушие и крест Нормы

Альбина Шагимуратова впервые исполнила «Норму» Беллини под управлением Валерия Гергиева

К «Норме» Беллини Валерий Гергиев подбирался очень давно. После долгого молчания в адрес шедевра бельканто он впервые представил оперу в концертном исполнении в 2013 году на «Звездах белых ночей» в Мариинском-2, пригласив на заглавную партию Марию Гулегину. Звезда мировой оперы призналась тогда: «”Норма” была идеей всей моей жизни. Я мечтала научиться петь так, чтобы доживать до конца партии в этой опере». Однако «Норму» тогда продирижировал Михаэль Гюттлер. И вторая «Норма» в Мариинском в 2018-м прошла без участия главного дирижера, уступившего пульт Олегу Каэтани, а партию Нормы справедливо доверившего Татьяне Сержан, явившей роскошнейшую интерпретацию образа жрицы друидов. Оба раза Поллионом был тенор Сергей Скороходов, а Оровезо – бас Юрий Воробьев, ставшие партнерами и Альбины. В 2016-м эту партию учила и сама Анна Нетребко, готовив ее для дебюта в Ковент-Гардене, но отменила выступление, перешедшее к блистательной Соне Йончевой. Не исключено, что Гергиев до последнего ждал Анну в партии Нормы в родном Мариинском, но не случилось. И лишь Альбина Шагимуратова вдохновила его на дебют в «Норме».

К настоящему моменту известны самые разнокалиберные голоса, исполнявшие Норму, среди которых и осанистые, как натянутая струна, сопрано-спинто, сверкающие серебряным блеском колоратур, и тембрально пышные голоса, отвечающие фэшн-стандартам лирико-драматического сопрано, среди которых – ярчайшая Сондра Радвановски. Недосягаемую планку поставила Мария Каллас своим искусством драматической колоратуры, а новые стандарты задала Чечилия Бартоли, увековечив их в записи на Decca с Джованни Антонини и Il Giardino Armоnico. Альбина Шагимуратова при очевидном наследовании исполнительским традициям Эдиты Груберовой и Джоан Сазерленд взяла свою высоту, размах и полет в этой партии. Норма у Альбины – прежде всего, жрица, верная закону, идеалу, а потому терзаемая своим клятвопреступлением. В то же время в ее воплощении сила и масштаб героини как богоизбранной личности настолько велики, что она внутренне готова дерзко оспаривать жесткость и жестокость закона в случае всепоглощающей любви даже к врагу своего племени, умаляя его до значения косного предрассудка. В безупречной белькантовой технике певицы слышалось все: и верность закону, и надмирность ее жреческого бытия провидицы, и великий дар любви, оборачивающегося ее крестом. Ни единой осечки, пустой, незначительной ноты от начала до финала, строжайшее подчинение слову, отношение к голосу как к совершенному инструменту, превосходящему по силе выразительности струнные и духовые, способного вести за собой оркестр. Великодушие солистки проявлялось в том, как по-сестрински чутко, артистократически благородно поддерживала она свою коллегу меццо-сопрано Дарью Терещенко, которая была в тот вечера не в лучшей форме в партии Адальджизы. Стоявшая, как и остальные солисты, сбоку, Альбина не сводила глаз с маэстро, ни разу не взглянувшего в ее сторону, почти не отрывая взгляд от партитуры, и виртуозно ловила волну в рискованных паузах. Валерий Гергиев, в руках которого оркестр Мариинского театра вновь убедил, что это лучший оперный оркестр страны, мгновенно реагировал на намеки певицы сдвинуть темп, когда того требовала логика музыки.

Тост за искусство События

Тост за искусство

В Малом театре отметили 200-летие водевилем

Виват, примадонна! События

Виват, примадонна!

В Московском театре оперетты отметили юбилей Светланы Варгузовой

Не только с центром города и местами вроде ГУМа События

Не только с центром города и местами вроде ГУМа

Десять лет назад открылся Зал имени Рахманинова Филармонии-2

Когда возраст только в радость События

Когда возраст только в радость

В Большом театре восстановили «Похождения повесы» Стравинского в постановке Бориса Покровского