События января Анонсы

События января

Выбор Владимира Жалнина и Ильи Овчинникова

Владимир Жалнин,
музыкальный журналист, музыковед

8–12 января
Неделя современной музыки
МКЗ «Зарядье»


Шоу-кейс лаборатории «Открытый космос» (автор проекта — Елена Климова, художественный руководитель — Анна Поспелова) откроет насыщенную фестивальную неделю. В программе —

ультрасовременные произведения для оркестра народных инструментов: Дмитрий Мазуров вдохновился поиском внеземных цивилизаций и проектами SETI, Алина Мухаметрахимова и Сергей Хворостьянов — отечественной космонавтикой и образом Юрия Гагарина, Роман Пархоменко — физическими свойствами космической пыли, Венедикт Пеунов грезит «Песнями космоса».

Ярким событием станет выступление московского коллектива im SPIEGEL — контрабасистка и художественный руководитель Мария Магиева вместе с единомышленниками исполнит концептуальную программу, в которой музыка Антона Светличного резонирует со звуковыми мирами Шельси, Пессона и Берио. В Folk songs Берио солирует Арина Зверева — главный вокальный коуч Электротеатра Станиславский и лидер коллектива N’Caged. Состоится мировая премьера новой пьесы «царицы метамодерна» Настасьи Хрущёвой — «Девять способов страдать» созданы по программе Союза композиторов «Ноты и квоты».

Амбассадоры электроники, новых медиа и междисциплинарных проектов CEAM Artists представят российскую премьеру пьесы Якопо Бабони Скилинджи для клавесина и live-электроники, музыкальный анатомический театр Пьеpа Жодловски, а также «Знаки зодиака» Штокхаузена. Эксклюзивную версию этой композиции — для ансамбля и электроники — сочинил художественный руководитель CEAM Artists Николай Попов.

Петербургское объединение mader nort — еще один гость «Зарядья». Пианисты Ярослав Коваленко и Владислав Фёдоров сосредоточились на фортепианном минимализме — Джон Адамс, Павел Карманов и турецкий композитор Фазыл Сай. Неделю современной музыки завершит концерт Île Thélème Ensemble (художественный руководитель — Наталья Соколовская).

19–20 января
Сэмюэл Барбер. «Ванесса».
Московский театр «Новая Опера» имени Е.Ф. Колобова


Российская премьера оперы «Ванесса» Сэмюэла Барбера откроет ежегодный Крещенский фестиваль московской «Новой Оперы». В этом году главные фестивальные герои — Морис Равель (150 лет со дня рождения) и Сэмюэл Барбер (115 лет со дня рождения). Французскому мастеру посвятят вечер современной хореографии «Болеро+» и «перевернутый концерт» — музыканты и слушатели будут находиться на сцене театра. Произведения американца Барбера можно будет услышать в двух симфонических программах, а также познакомиться с одной из его главных опер.

Российскую премьеру «Ванессы» поставит режиссер Дмитрий Волкострелов. Его дебют в музыкальном театре начался со спектакля «Три четыре» на тексты Льва Рубинштейна с музыкой Бориса Филановского. Позднее для екатеринбургской «Урал Оперы» он ставил «Евгения Онегина» Чайковского, для Пермской оперы — «Человеческий голос» Пуленка. Любопытно, как сооснователь независимого театра post и апологет постдраматического театра прочитает оперную историю Барбера. За художественное оформление спектакля отвечают Леша Лобанов (художник по костюмам) и Константин Бинкин (художник по свету) — один из самых востребованных специалистов в музыкальном театре. Музыкальным руководителем постановки назначен дирижер «Новой Оперы» Андрей Лебедев.

30–31 января
Балет the Second Detail
Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского


В последние дни января в Перми покажут настоящую редкость — балет Уильяма Форсайта The Second Detail. Спектакль увидел свет рампы почти 35 лет назад, российская премьера состоялась в Перми в 2012 году. На сцене — четырнадцать танцовщиков в лаконичных голубых костюмах; под бит голландца Тома Виллемса они рассказывают свои пластические истории.

Форсайт — один из самых влиятельных хореографов второй половины XX столетия и создатель The Forsythe Company. Увидеть «вживую» его балеты — огромное счастье. К тому же два январских показа заявлены как последние. Очевидно, лицензия на спектакль у Пермского театра истекает. Продлить ее в современных реалиях крайне трудно — большинство европейских издательств и театральных компаний все еще не готовы работать с российскими оперными домами.

Илья Овчинников,
музыкальный критик

19 января
Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
Камерный зал Московской филармонии


В марте в Зале Чайковского в третий раз откроется цикл концертов Musica sacra nova — совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, посвященный духовной музыке композиторов из бывшего СССР. Год назад у него появился «младший брат» — абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» из четырех камерных программ, расширяющих контекст «нового сакрального». Цикл продолжается в нынешнем сезоне — второй вечер посвящен выявлению роли ритуального начала в системе музыкальной поэтики.

Программу открывает Кантикль № 2 «Авраам и Исаак» для альта, тенора и фортепиано Бенджамина Бриттена — удивительное сочинение, в финале которого диалог праотцов сливается в единый голос Бога. Завершит вечер фортепианное трио Are You Ready, Brother? Николая Корндорфа. Название пьесы вызывает ассоциации скорее рок-н-ролльного характера, но на деле же отсылает к негритянскому спиричуэлу Ride the Chariot («Поезжай на колеснице»), где речь идет о готовности человека предстать перед Богом. Между ними — пятеро классиков постсоветской музыки: Губайдулина, Пярт, Васкс, Екимовский, Вустин. Программу представит ансамбль Île Thélème.

24 января
«Музыкальные Колумбы Латинской Америки»
ДК «Рассвет»


В первой половине сезона ДК «Рассвет» укрепил свою репутацию одной из важнейших камерных сцен Москвы и предлагает не меньше интересных программ во второй. В их числе — вечер с двойным названием «Музыкальные Колумбы Латинской Америки», или «На странных берегах» (так назывался четвертый из серии фильмов «Пираты Карибского моря»), посвященный музыке Латинской Америки — Мексики, Кубы, Бразилии, Аргентины. Программу представляет музыковед Федор Софронов — увлеченный и харизматичный конферансье, знающий практически все о музыке редкой и экзотической. Наряду с хитовыми «Мексиканской сонатой» для гитары Мануэля Понсе (Владислав Румынский) и «Аргентинскими танцами» для фортепиано Альберто Хинастеры (Валерия Прокушева) прозвучат и раритеты — сочинения кубинца Алехандро Гарсия Катурлы и мексиканца Мигеля Берналя Хименеса, практически неизвестных в России, а также один из струнных квартетов Эйтора Вила-Лобоса и Impresiones de la Puna для флейты и струнного квартета того же Хинастеры (Анна Янчишина, Алиса Калашникова, Иоанн Бердюгин, Арсений Котляревский плюс флейтистка Наталья Жукова). Украшение вечера — популярные песни четырех названных стран в исполнении Алисы Тен, необыкновенно разносторонней актрисы и певицы.

26 января
Все кантаты Баха Сезон VIII. Концерт пятый
Кафедральный собор Свв. Петра и Павла


Семь лет назад, когда было объявлено о старте цикла «Все кантаты Баха с Романом Насоновым», миссия казалась невыполнимой: несмотря на все усилия исполнителей, занимающихся в России музыкой барокко, традиции исполнения баховских кантат у нас пока практически не сложилось. Если не гарантией успеха, то своего рода охранной грамотой этому проекту служило и продолжает служить имя Романа Насонова — крупнейшего специалиста по старинной музыке, доцента Московской консерватории, автора книги «Музыка: диалог с Богом. От архаики до электроники». Все эти годы каждую программу цикла сопровождают его вдохновенные комментарии, иногда с оттенком проповеди, что в случае кантат Баха более чем уместно. И если семь лет назад инициатива дирижера Олега Романенко и возглавляемого им ансамбля Collegium Musicum выглядела отчасти авантюрой, совсем иначе она смотрится сегодня — когда из двухсот с лишним кантат исполнено более ста, вокруг проекта сложилась крепкая команда квалифицированных инструменталистов и певцов, а расписание концертов цикла составлено до конца следующего сезона. В этот вечер прозвучат кантаты BWV 122 «Новорожденное Дитя», BWV 123 «О, Эммануил мой, Владыка верных» и BWV 111 «Что хочет Бог, всегда тому и быть». Солисты — Анастасия Бондарева, Мила Фраёнова, Владимир Красов, Михаил Нор.

События декабря Анонсы

События декабря

О Декабрьских вечерах, премьере оперы-сказки Сергея Баневича и фестивале «Площадь искусств»

События ноября Анонсы

События ноября

Фестиваль «Пять вечеров», новое сочинение «Ноно» Алексея Сысоева и балетные премьеры в МАМТ

События октября Анонсы

События октября

Фестиваль искусств «Хворостовский», возвращение оперы Джона Адамса и выставка в центре «Зотов»

События сентября Анонсы

События сентября

Грандиозная оратория А. Шёнберга, программа советских редкостей и концерт, посвященный А. Кацу