Виват, примадонна! События

Виват, примадонна!

В Московском театре оперетты отметили юбилей Светланы Варгузовой

Корифей коллектива, прослужившая в нем ни много ни мало 57 лет с единственной записью в трудовой книжке, очаровательная Светлана Варгузова – одна из немногих актрис, к которой титул примадонны, пышный и немного претензионный, относится органично и не принимает иронической окраски.

Вообще-то, примадонна примадонне рознь, очень разным актрисам этот эпитет был кстати. В Венгрии славилась Ханна Хонти, прошедшая долгий творческий путь от Сильвы до матери Эдвина, в Москве блистала холодноватая красавица Татьяна Санина. Совсем другой была бесспорный многолетний лидер труппы, любимица зрителей талантливейшая Татьяна Шмыга.

Светлана Варгузова, скромная выпускница училища имени Гнесиных, была принята в Московский театр оперетты его худруком Георгием Ансимовым, когда он работал над постановкой оперетты Александра Долуханяна и поэта Николая Доризо «Конкурс красоты». Получив роль Светы, она долго просиживала на репетициях, не выходя на сцену, – Ансимов работал с актрисой Верой Вольской, женой автора либретто Николая Доризо. Но однажды режиссер вызвал ее на площадку, и все присутствующие ахнули – на верхней ступени лестницы появилась очаровательная студентка, истинная «Света, лучшая девушка факультета» – изящная, слегка кокетливая, с прекрасным голосом оперного масштаба и красивого тембра, грациозная и пластичная. С того дня Ансимов репетировал только с ней, вызвав ярость Николая Доризо. Я был свидетелем скандалов автора с режиссером вплоть до угроз забрать пьесу… Георгий Павлович был тверд как скала, и премьеру пела Варгузова.

На сцене у нее с Татьяной Шмыгой, исполнявшей центральную роль Гальки, сложился очень удачный творческий тандем, обе актрисы, такие разные, создали симпатичный собирательный образ московской студентки. Актерское дарование позволило Варгузовой играть впоследствии, помимо Светы, и роль Гальки Смирновой. Тут кстати отметить, что талант, прекрасная актерская школа и великолепный комплекс внешних данных позволили молодой актрисе одинаково комфортно чувствовать себя в полярных по амплуа ролях – лирических героинь, субреток и каскадных – в современных, классических и неоклассических опереттах.

Чтобы не быть голословными, приведем несколько примеров такого совмещения: успех у зрителей снискали ее обаятельные Розалинда и Адель в «Летучей мыши» Штрауса, Сильва и Стасси в «Сильве» Кальмана, Марица и Лиза в «Графине Марице». Примеры можно множить. За короткий срок Варгузова вошла в число ведущих репертуар театра актрис.

Одним из важных слагаемых успеха актрисы такого амплуа и масштаба является нахождение своего партнера. У молодой актрисы, можно сказать, в этом смысле все складывалось удачно. В начале творческого пути партнерами Светланы были – в классическом репертуаре – знаменитый, но уже возрастной лирический тенор, любимец публики Алексей Феона, удачно складывалось партнерство с молодым талантливым Герардом Васильевым.

Но не будет преувеличением утверждать, что судьбоносной стала встреча Светланы Варгузовой на сцене Московского театра оперетты с приглашенным Ансимовым в труппу его учеником по ГИТИСу Юрием Веденеевым. Обладатель роскошного, оперного масштаба лирического баритона (почти сразу его стали приглашать в спектакли Большого театра), Веденеев обладал искусным актерским мастерством и обаянием. Сочетание мужской харизмы Юрия, его несколько ироничного стиля общения с лирическим шармом Светланы, их безукоризненный вокал принесли артистам всеобщее признание. Так что вот уже полвека дуэт этих двух премьеров театра украшает постановки столичной сцены. Стоит ли перечислять классические и современные спектакли, в которых звучал – и звучит! – их уникальный многолетний тандем?

Особый разговор о взаимодействии Варгузовой с режиссерами. Много и успешно работала она с Георгием Павловичем Ансимовым. Особенно тщательно готовил он со Светланой современные партии, такие как Марфа в «Девичьем переполохе» Юрия Милютина или Таня Ляпина в «Девушке с голубыми глазами» Вано Мурадели. Удачно, хотя и не без трудностей, складывались ее работы с новым худруком театра Юрием Петровым.

 

Из классических оперетт стоит, безусловно, выделить выдающуюся роль Герцогини Герольштейнской в одноименной оперетте Оффенбаха. Этот спектакль ставил известный режиссер Владимир Курочкин и, как он сам признавался, в расчете на обаяние и юмор Светланы Варгузовой. Роль Герцогини в ее исполнении имела общепризнанный успех.

Перечислять роли юбилярши на сцене родного театра можно долго; почти вся полувековая афиша может войти в ее репертуарный лист… Даже неизбежный возрастной переход на соответствующие образы не слишком повлиял на творческую активность актрисы. Отметим в этой связи небольшую, но симпатично сыгранную роль Александры в малоизвестной оперетте Кальмана «Фея карнавала», поставленную Жанной Жердер, или более комедийную Мирабеллу в «Цыганском бароне» Штрауса.

Юбилей своей примадонны Московский театр оперетты отметил со свойственным ему размахом и щедростью. В придуманном и поставленном Жанной Жердер и балетмейстером Игорем Макловым, темпераментно проведенным дирижером Константином Хватынцом праздничном представлении приняла участие вся блестящая труппа театра, хор, балет и все службы, в том числе ответственные за уместно включаемый видеоряд с портретами героини в ее ролях. Перечислять арии, дуэты и ансамбли обширной программы невозможно, скажем только, что многие из них были спеты на новый текст с посвящениями ей, Светлане Варгузовой. Ну и, разумеется, сам их «объект», героиня вечера, горячо встречаемая зрителями, неоднократно выходила на сцену с исполнением номеров своего старого и нового репертуара.

Мы присоединяемся к всеобщим пожеланиям примадонне Светлане Варгузовой доброго здоровья и счастливого продолжения многолетнего творческого пути!

Тост за искусство События

Тост за искусство

В Малом театре отметили 200-летие водевилем

Великодушие и крест Нормы События

Великодушие и крест Нормы

Альбина Шагимуратова впервые исполнила «Норму» Беллини под управлением Валерия Гергиева

Не только с центром города и местами вроде ГУМа События

Не только с центром города и местами вроде ГУМа

Десять лет назад открылся Зал имени Рахманинова Филармонии-2

Когда возраст только в радость События

Когда возраст только в радость

В Большом театре восстановили «Похождения повесы» Стравинского в постановке Бориса Покровского