В Санкт-Петербурге завершился 34-й международный музыкальный фестиваль «Земля детей», организованный Союзом композиторов Санкт-Петербурга. Главная цель фестиваля – познакомить зрителей с детской музыкой петербургских композиторов и вдохновить авторов на создание новых произведений. В этот раз публике было представлено 25 концертов и детских музыкальных спектаклей. Об участниках, традициях и новых идеях художественный руководитель фестиваля композитор Евгений Петров (ЕП) рассказал Анне Швайковой (АШ).
ЕП «Земля детей» – самый масштабный фестиваль современной музыки, созданный для детской аудитории и юных исполнителей. Есть важная установка, сформированная еще при его основании: в программе преимущественно должна звучать музыка современных петербургских композиторов. Поэтому наибольшую известность фестиваль приобрел в Санкт-Петербурге. Тем не менее каждый год к нам приезжают юные исполнители из Москвы и других городов, и я надеюсь, что география фестиваля будет расширяться. Роль фестиваля в культуре страны мне трудно оценить, но, безусловно, это хороший пример для других регионов – ведь во многих городах есть и талантливые композиторы, и юные исполнители, готовые выступать с их произведениями.
АШ Каждое мероприятие фестиваля рождает свое особое впечатление у слушателя. Лично мне больше всего запомнились шесть концертов: «Путь к морю», «Детский альбом», «Как я провел лето», «Музыку пишет народ», «В ладу с ладами», «Перезвоны», а также два детских мюзикла Сергея Плешака – «Маленький принц» и «Белоснежка».
ЕП Ваш список мне очень нравится. Первые пять названий – это концерты, которые я считаю своими авторскими программами. Для меня, наверное, как для любого художника, наиболее интересны те события, в которых воплощаются новые идеи. Иногда создание такой программы становится многоэтапным творческим процессом, который можно отчасти сравнить с сочинением музыки. Например, концерт «В ладу с ладами», где каждая композиция должна быть выдержана в определенном звукоряде, я придумал и реализовал на мастер-классе в образовательном центре «Сириус» в Сочи, а на фестивале идея сочинения музыки в разных ладах была воплощена по-новому. Из других мероприятий фестиваля хотел бы отметить две программы с участием выдающихся людей не из музыкальной сферы. На концерте «Детский альбом» известный просветитель Денис фон Мекк увлекательно рассказал о детстве Петра Ильича Чайковского, а на концерте «Лицеист №14» замечательный искусствовед Сергей Сурин предварял каждое выступление интересными рассказами о создании стихотворений Пушкина. Концерт «Дружная семья» заслуживает отдельного внимания: на нем звучала музыка, посвященная членам семьи – детям, родителям, бабушкам, – а также состоялись выступления семейных ансамблей «Мажара-квинтет», «КругоСвет-трио» и других. Думаю, для всех участников этот концерт стал самым запоминающимся, потому что в конце программы руководитель федерального проекта «Крепкая семья» в Санкт-Петербурге Анна Филоненко вручила им сладкие подарки.
АШ Что, помимо новизны идеи, является для вас основным критерием запоминающегося культурного события: качество исполнения, неординарность музыки, атмосфера в зале или, может быть, личные ассоциации?
ЕП Я бы сформулировал это так: качество звучания. Это понятие включает в себя и уровень исполнения, и качество самой музыки. Большинство произведений, звучащих на фестивале, соответствуют высшим оценкам по этим параметрам. Но редко бывает, что весь концерт состоит только из шедевров – одно-два сочинения могут дать «слабинку». Полностью безупречными в этом году могу назвать два концерта – «Приз петербургских композиторов» и сольный вечер Концертного хора «Перезвоны» с очень сложной и интересной программой. Руководитель хора Лариса Николаевна Яруцкая выбрала для выступления всего четыре сочинения. Это три крупных хоровых цикла – «Месяцеслов» Михаила Гоголина, «Радость» Светланы Нестеровой, хоровой концерт Олега Хромушина на стихи Межелайтиса, а также мой «Псалом Давида № 28». Чтобы поместиться на сцене Дома композиторов, хор встал полукругом; я оказался прямо рядом с левым крылом хора и видел почти изнутри работу коллектива. Кажется невероятным, что дети могут так профессионально и с такой отдачей исполнять современную музыку!
АШ Вы упомянули концерт «Приз петербургских композиторов». В чем заключается суть этой программы?
ЕП Концерт с этим названием появился несколько лет назад и стал традиционным. Я предложил организаторам детских и юношеских музыкальных конкурсов награждать лучших исполнителей музыки петербургских авторов специальным призом – выступлением на концерте в Доме композиторов, красивейшем особняке на Большой Морской. Идея оказалась очень благотворной, и у фестиваля появились конкурсы-партнеры: «Парад ансамблей на Обводном», «Дважды два», Конкурс имени Савшинского, и даже зарубежные конкурсы – Clavis Bavaria, Feurich, Stockholm International Music Competition. Отдельно надо сказать о конкурсе фортепианных дуэтов «Брат и сестра», организаторы которого не только поощряют исполнение современной музыки, но и ежегодно мотивируют петербургских композиторов на создание новых сочинений. В этом году получился настоящий концерт-марафон, на нем состоялось 22 выступления солистов и ансамблей! Наиболее часто исполняемые авторы нашего «Приза» – Валерий Гаврилин, Сергей Слонимский, Юрий Корнаков, Георгий Портнов, Жанна Металлиди, Леонид Десятников, но, конечно же, круг авторов значительно шире этого списка.
АШ Какие еще концерты стали традиционными? Нет ли опасности, повторяя название, допустить и повторение музыки, звучавшей на предыдущем фестивале?
ЕП Прежде всего, назову «Хоровой парад» – концерт, название которому уже больше десяти назад придумал мой предшественник по руководству фестивалем композитор Владимир Сапожников. Этот концерт готовится в сотрудничестве с Ассоциацией дирижеров детских и молодежных хоров Северо-Запада и представляет собой настоящий парад хоровых коллективов, которые на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга сменяют друг друга, исполняя по три произведения. Стоит отметить, что музыка практически не повторяется, хотя бы потому, что коллективам самим хочется обновлять программу. Конечно, в хоровой музыке, так же как и в инструментальной, у исполнителей бывают свои любимые авторы. Чаще всего звучит музыка Виктора Плешака, Сергея Баневича, Якова Дубравина, Сергея Плешака, Владимира Сапожникова, Сергея Смольянинова, Наталии Карш, Сергея Екимова, Антонины Ростовской, Дмитрия Жученко. Внимание хоровых дирижеров привлекают и сочинения недавно ушедших авторов – Андрея Петрова, Исаака Шварца, Юрия Фалика, Виктора Лебедева, Евгения Рушанского… Коллективам разрешено исполнять два современных петербургских произведения и одно классическое, поэтому в программе можно встретить сочинения Ипполитова-Иванова, Кюи, Рубинштейна, песни Соловьёва-Седого, Баснера, Дунаевского, уже ставшие классикой. В этом году у нас участвовало 22 хоровых коллектива, и пришлось сделать два полноценных концерта в Капелле.
АШ Листая буклет фестиваля, поражаешься количеству мероприятий и имен участников. Очевидно, что в подготовке программ принимали участие несколько человек. Расскажите, пожалуйста, о ваших коллегах, которым вы доверяете придумывать и проводить концерты на «Земле детей».
ЕП Можно сказать, что на фестивале есть несколько авторских программ, которые стали его необходимой частью. Я уже говорил о Ларисе Яруцкой. Начиная с 32-го фестиваля ее уникальный коллектив каждый год радует нас новым сольным выступлением. Хоровой дирижер и организатор культурных проектов Екатерина Сенюшкина ежегодно готовила концерт музыки для вокальных и вокально-хоровых ансамблей «Наполним дом наш голосами», преподаватель Хорового училища имени Глинки Надежда Дробышевская представляет вокальный концерт «Детская», преподаватель ССМШ Санкт-Петербургской консерватории Савелий Шальман – концерт «Скрипичный голос Петербурга». Еще один совместный авторский проект – концерт с участием юных поэтов из литературного клуба «Дерзание». Каждый год мы договариваемся с руководителем клуба, детским писателем Алексеем Анатольевичем Шевченко, о новой теме. Затем сообщаем ее поэтам и композиторам, и через несколько месяцев собирается программа, причем некоторые музыкальные сочинения пишутся непосредственно на только что созданные стихи. В этом году участников было так много, что мы разделили программу на два вечера, а тема была «Сонаты, сонеты и сны». Именно сны оказались наиболее волнующей темой и для поэтов, и для композиторов.
АШ Есть ли в этом году концерты, которые не похожи на все остальные не только по тематике, но и по своему формату, и можно ли говорить о создании новых традиций в рамках фестиваля?
ЕП 2 ноября в Центральном военно-морском музее мы впервые провели концерт «Музыку пишет народ» с участием фольклорных коллективов. Сочетание в выступлении каждого ансамбля собственной этнографической программы и произведения петербургского автора оказалось очень интересным. Есть уже договоренности с авторами и коллективами на следующий год, и я надеюсь, что идея получит свое продолжение. Еще один новый формат – концерт, полностью подготовленный одним учебным заведением. 28 октября в Екатерининском собрании прозвучала программа «Пословица вовек не сломится» в исполнении студентов Санкт-Петербургского музыкального училища имени Мусорского. В первом отделении ребята прекрасно исполнили камерные сочинения петербургских композиторов, в основном это были премьеры. А во втором оркестр русских народных инструментов под управлением Александра Милютина исполнил мировую премьеру Концертино для флейты с оркестром «Сорока-ворона» Екатерины Ивановой-Блиновой (солировала Варвара Серебрякова) и мое музыкально-театральное представление «Русские пословицы». Программа была составлена так умело, что представила большинство отделов училища – струнных, деревянных и медных духовых, русских народных инструментов, классы фортепиано и вокала, и даже отдел народного пения. Надеюсь, такое прямое сотрудничество с руководителями учебных заведений также будет развиваться.
АШ Какие петербургские композиторы проявляют наибольшую активность на фестивале, и как вы с ними взаимодействуете?
ЕП У нас есть несколько форм взаимодействия композиторов и исполнителей. Вся актуальная информация находится в группе ВКонтакте «Земля детей, музыкальный фестиваль». Для композиторов есть отдельная беседа, там более шестидесяти человек. Один из самых активных авторов – Сергей Плешак. У него много детской музыки, инструментальной хоровой и вокальной, и она часто исполняется. В этом году два лучших детских музыкальных театра – «Образ» под руководством Инги Дедеян и Chorus под руководством Наталии Никоновой – представили его мюзиклы на фестивале. Михаил Малевич тоже одним из первых откликается на творческие предложения. У него добрая и светлая музыка и она органично входит в программы наших концертов. Многие композиторы не только предлагают свои сочинения, но и рассказывают о фестивале в интернете. Можно назвать такие имена, как Дмитрий Жученко, Екатерина Иванова-Блинова, Светлана Нестерова, Вячеслав Круглик, Наталья Волкова, Елизавета Панченко, Екатерина Давиденкова-Хмара, Ольга Фокина, Наталия Карш, Наталия Богаченко, Марина Манафова, Елена Туркина, Антон Гладких, Петр Иванов, Михаил Журавлёв. Председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга Антон Танонов редко пишет детскую музыку, но всегда содействует фестивалю, помогая с контактами, документацией, распространением информации в интернете.
АШ Есть ли композиторы молодого поколения, которые интересуются сочинением и исполнением детской музыки?
ЕП Конечно, есть. Думаю, самая активная из них – Валерия Кухта. У нее успешно получается привлекать внимание слушателей к своим ярким сочинениям. В этом году ей пришлось неожиданно взять на себя руководство одним из концертов. Надеюсь, Валерия будет принимать все более активное участие в фестивале. Хотелось бы назвать Анну Кузьмину, которая чаще выступает как педагог юных композиторов, но у нее самой есть очень хорошая музыка. Она также является руководителем вокального коллектива и исполняет сочинения разных петербургских авторов, за что ей большое спасибо. Я очень рад, что в этом году появилась музыка Георгия Федорова, молодого активного композитора, который тоже обратился к детской тематике. Самые младшие исполнители фестиваля – пятилетние детки из театра Strekozza – второй год выступают со спектаклями на музыку Анжелики Габибовой. А ведь очень сложно написать музыку для таких крошек, сохранив при этом свое авторское лицо. Еще есть аспиранты, студенты и ученики наших композиторов, которые также пишут для фестиваля много музыки, иногда очень интересной. Так что готовится достойная смена.
АШ В этом году фестиваль завершился песней Виктора Плешака «Неповторимый Петербург», которая исполнялась сводным хором всех коллективов, принимавших участие в заключительном концерте в Капелле. Это было очень сильное впечатление. Планируете ли вы продолжать традицию исполнения общей песни?
ЕП Об участии в фестивале нашего мэтра Виктора Васильевича Плешака стоит сказать отдельно. Несмотря на свой солидный возраст и статус, он активно следит за нашими предложениями, отзывается одним из первых, присылает свои идеи и произведения. Его музыка широко исполняется и за пределами фестиваля, многие дирижеры и преподаватели стараются включать ее в свои программы. Звучание песни в исполнении хора в количестве более 250 человек – это действительно уникальное впечатление. Я рад, что и сам его прочувствовал на предыдущем фестивале, когда звучала моя песня «Наш Петербург». Никакая видеозапись, аудиозапись не может воспроизвести это ощущение. Обязательно будем продолжать традицию песенного финала. В следующем году планирую исполнить песню из музыкального спектакля «Земля детей» Сергея Баневича, создателя и первого руководителя фестиваля. И надеюсь, что снова на наших концертах и спектаклях будут полные залы, яркая музыка и счастливые дети!