Иван Худяков-Веденяпин: Пока мы играем новую музыку, остаемся живыми Персона

Иван Худяков-Веденяпин: Пока мы играем новую музыку, остаемся живыми

Пермская опера включила в репертуар редкое сочинение — балет Лео Делиба «Сильвия». Это первая работа дирижера Ивана Худякова-Веденяпина в роли музыкального руководителя постановки. В уходящем году он провел в городах России несколько заметных концертных программ, где звучали Стравинский, Екимовский, редко исполняемый Глинка, вовсе не исполняемый Гавриил Попов. Худяков-Веденяпин стал одной из звезд нового поколения дирижеров, которое вышло на большую сцену в последние сезоны и о котором регулярно рассказывает «Музыкальная жизнь».

Об искусстве составления программ и работе «скованного музыканта» Иван Худяков-Веденяпин (ИХВ) рассказал Богдану Корольку (БК) в первом большом интервью.


БК Иван, ты уже успел накопить большой театральный репертуар, и в основном это балеты. Мало дирижеров, особенно молодых, с охотой берутся играть «под ноги».

ИХВ Опер тоже много! Сейчас счет 14:12 в пользу балетов. С них начинал много кто из больших дирижеров: Мравинский, Рождественский, Симонов. Балетная музыка разная: есть условный «Корсар», а есть «Свадебка», «Золушка», «Ярославна» — шедевры. Если выдающаяся музыка связана с танцем, это не умаляет ее достоинства.

БК Перечисляя великих, ты считаешь, что балет — оковы, которые потом нужно скинуть и полететь в космос? Имею в виду знаменитый текст Бориса Асафьева о балетных дирижерах, он назывался «Скованный музыкант».

ИХВ Не думаю. Важно, с кем ты работаешь. Когда хореограф и танцовщики действительно слышат и чувствуют музыку, она отражается в танце и становится с ним целым. Конечно, все дирижеры мечтают о большой симфонической карьере. Я хочу, чтобы балет оставался частью моей работы. Мне интересно сотрудничать с балетными артистами и постановщиками, нравится преодолевать трудности, связанные с темпами, акцентами. Помня все условности, ты должен вести партитуру — строить драматургию, искать музыку. И тогда будет возможно услышать танец, а музыка станет зрима через хореографию.

БК Расскажи о «Сильвии» Делиба — в чем ее сложность, а в чем прелесть?

ИХВ Во-первых, это очень красиво. В России из музыки Делиба более-менее знают «Коппелию» и «Лакме», но не «Сильвию». Я тоже познакомился с ней, когда театр предложил постановку, и был удивлен: это не просто набор мелодий и красок, а симфоническая партитура с настоящей музыкальной драматургией. Даже по сравнению с «Коппелией» это шаг вперед. Отдельно благодарен Алексею Мирошниченко за выбор этого сочинения. Исходя из написанного им либретто, сделана редакция: есть перестановки, включены номера Делиба из балета «Ручей». Сложность в том, чтобы выстроить музыкальную ткань, единый спектакль.

БК В Пермской опере много симфонических вечеров и концертных исполнений опер. Зачем регулярно поднимать театральный оркестр из ямы на сцену — кроме того, что у городской филармонии нет своего оркестра, а у городской оперы есть госзадание?

ИХВ Это достоинство нашего театра — на мой взгляд, очень верная политика. У нас много артистов, которые прежде играли в симфонических оркестрах, концерты не дают им застрять как профессионалам. Те, у кого нет подобного опыта, сразу подтягиваются. И когда музыканты выходят на сцену, когда их видят — у нас регулярно ведутся трансляции,— они настоящие артисты. Оркестр как артист. Это другое внимание публики и другое внимание внутри коллектива.

БК Чем отличается твоя работа в оркестровой яме и на концертных подмостках у всех на виду?

ИХВ На любом выступлении ты один отвечаешь перед артистами и слушателями, перед музыкой. Руководить и вести за собой ты должен всегда. Если уверен в том, что делаешь, демонстрируешь логику и точность замысла,— они сразу становятся понятны и оркестру, и певцам, и танцовщикам, даже при нюансах и неожиданных темповых сдвигах. В опере самое интересное — сиюминутный контакт с певцами. О чем-то можно договариваться на репетиции, но в момент спектакля, если вы с певцами по-настоящему слышите друг друга, их начинает слушать оркестр. В этот момент возникает музыка — и приходят ощущения, ради которых мы вообще этим занимаемся.

БК Как ты вообще начал работать в Перми, еще будучи студентом Петербургской консерватории?

ИХВ Осенью 2020‑го несколько друзей переслали сообщение: Пермский театр ищет ассистента главного дирижера, тогда им был Артем Абашев. Мол, не хочешь в Пермь переехать? На первых курсах студенты-дирижеры чаще всего сидят без практики, выходят в редких концертах и рассылают заявки на все мастер-классы и конкурсы — а там будь что будет. Я отправил заявку в Пермь. Зимой неожиданно пришел ответ: приглашаем провести репетиции новых балетов. Я стал ассистентом музыкального руководителя, меня позвали в том же качестве на постановку «Иоланты», и после премьеры пригласили в штат. Вот уже четвертый сезон я здесь и счастлив. Потом узнал: по тому объявлению театр получил больше полусотни заявок.

БК Кроме Перми ты регулярно выступаешь с оркестрами Волгограда, Ульяновска, Липецка…

ИХВ …и с Санкт-Петербургским ГАСО, которым руководит мой учитель Александр Вениаминович Титов. Недавно в «ГЭС‑2» играли Баха, Екимовского и Стравинского с прекрасным оркестром Pratum Integrum.

Когда-то отрывки своих записей я выложил в соцсетях, спустя время мне написал Андрей Анатольевич Аниханов. Он пригласил в Волгоградскую филармонию, и так состоялся мой профессиональный дебют. С тех пор играю там одну-две программы в сезон. Ближайшая из них: Второй концерт Рахманинова, Шестая симфония Шостаковича, Симфоническая ария для виолончели с оркестром Гавриила Попова.

БК Эту программу ты должен был провести еще весной, но вместо Рахманинова планировалась Двадцать первая симфония Мясковского, что было еще круче.

ИХВ Дирекция рекомендовала замену — не потому, что она не хочет слышать Мясковского, а потому, что в регионах порой непросто заполнить зал. Имя Сергея Васильевича должно помочь.

БК Вне фестивалей, в рядовой филармонической афише таких концертов очень мало, даже (или особенно) в столицах. В Перми вместе с «Маврой» Стравинского ты сыграл «Князя Холмского», которого знают в основном петербуржцы, читавшие надписи на постаменте под бронзовым Глинкой. Кто инициирует подобные программы?

ИХВ Программы с Поповым и Глинкой предложил я. Остроумно подать рядом с Глинкой «Мавру» — Дмитрий Ренанский. В Волгограде я однажды настоял, чтобы мы сыграли Пассакалию Веберна — соединили ее с Двадцать третьим концертом Моцарта и Первой симфонией Брамса, получилась австро-немецкая программа. Музыка Чайковского и Рахманинова бесконечно родная и близкая мне, но ее играют часто. Пока есть возможность и интерес, нужно раскапывать что-то еще. Например, в Перми планируется программа: Бурлеска Рихарда Штрауса, «Прелюды» Листа, симфония Хиндемита «Художник Матис».

БК Публику в Перми можно назвать профессиональной, в Волгограде пока что дела обстоят иначе. Как там работать с аудиторией?

ИХВ Продолжать исполнять редкие сочинения. Один из хороших способов, прекрасно знакомых тебе,— вступительные слова, введение в контекст. Иногда я тоже говорю с публикой перед началом. Но есть другой важный момент. Когда мы исполняли Веберна, я отметил: если получилось заинтересовать сочинением оркестр, если музыканты сами играют такую музыку с увлечением, то люди в зале сразу начинают воспринимать и реагировать, вслушиваться по-настоящему.

БК По каким принципам ты отбираешь подобный репертуар?

ИХВ Бывают моменты, когда дорогим сердцу партитурам на время нужно дать отдохнуть и полежать…

БК …как сказал в одном из интервью Леонид Десятников, «временный мораторий на исполнение Моцарта и Шопена вернул бы им некоторую свежесть восприятия».

ИХВ Именно! Но бывает так, что для каких-то вещей приходит момент, и понимаешь: пора исполнять и не откладывать, иначе будет поздно. С другой стороны, партитуру можно сравнить с литературой или кино: на каждом жизненном этапе люди читают Достоевского и Толстого по-разному, каждый раз находят новый мир. Открыв Тарковского в пятнадцать лет, в двадцать шесть пересматриваешь «Зеркало» или «Андрея Рублёва» с другими чувствами. Так происходит и с музыкой.

БК В твоем портфеле есть партитуры, для которых пришло время?

ИХВ Список большой. Первое, что приходит на ум,— Вторая и Четвертая симфонии Прокофьева, Двенадцатая симфония Шостаковича, симфонии Глазунова и Мясковского, сочинения Мосолова и Рославца. Особый интерес, конечно, к Мусоргскому.

БК В чьих редакциях играть его сочинения?

ИХВ При наличии законченной авторской версии — предпочту ее. Надо понимать, что, например, редакции Римского-Корсакова — не испорченный телефон, а блестящие партитуры, просто иначе рассказанные истории. «Детская», «Песни и пляски смерти», «Картинки с выставки», «Иисус Навин» существуют в очень разных версиях замечательных мастеров — Шостаковича, Денисова, Равеля, Горчакова, Корсакова. И каждая из них интересна.

БК Думал ли ты о лекциях-концертах в духе Владимира Юровского — например, две транскрипции «Детской» в один вечер?

ИХВ Если представится такая возможность, почему бы нет?

БК А что с новой и новейшей музыкой?

ИХВ С новыми партитурами я часто работаю в театре: в Перми как второй дирижер принимал участие в постановках балетов Раннева, Светличного, Хрущёвой. В екатеринбургской «Урал Опере», где с этого сезона стал приглашенным дирижером, веду «Сатьяграху» Гласса, «Пассажирку» Вайнберга, «Сказки Перро» трех композиторов. Прошлым летом участвовал в мастерской МолОт-ансамбля в Комарово, где звучала музыка Николая Попова, Хрущёвой, Судзиловского, Лукомца, Генина и других авторов, совсем молодых. Новую музыку надо исполнять: во‑первых, пока мы играем ее, а композиторы создают, мы все остаемся живыми. Во-вторых, это просто жутко интересно.