Четыре вечера с Брукнером События

Четыре вечера с Брукнером

О событиях Зимнего фестиваля в Уфе

В шестой раз декабрьские симфонические собрания (иначе и не назовешь эти концерты) собирают ценителей классической музыки. Фестиваль носит просветительский характер. Вальсы и польки – это, конечно, хорошо, но Артур Назиуллин, директор Госоркестра Республики Башкортостан, и его главный дирижер Дмитрий Крюков настроены решительно и бескомпромиссно: необходимо воспитывать вкус и потребность к серьезной духовной пище. Поэтому неизменно Зимний фестиваль посвящен какому-то из композиторов-классиков, и в этот раз фигурой притяжения стал Антон Брукнер.

Двухсотлетие австрийского композитора-романтика отмечали довольно активно, перестав, наконец, сомневаться в спросе на величественные концептуальные полотна: в Санкт-Петербургской филармонии, к примеру, уже второй год идет абонемент со всеми симфониями Брукнера, в Москве, Казани выборочно звучали некоторые из них, а в Екатеринбурге сделали концерт-дайджест, познакомив с самыми яркими фрагментами брукнеровских симфоний. Уфа вписалась в этот тренд и представила слушателям Первую, Вторую, Седьмую и Восьмую симфонии, окружив их сочинениями Брамса, Моцарта и других авторов.

Если учесть, что ГАСО РБ – единственный концертный симфонический коллектив в республике, то значимость его миссии в продвижении западноевропейского классического наследия возрастает многократно. И то, что часть программ услышали жители Ишимбая и Нефтекамска, это логичное продолжение политики руководства оркестра. Кстати, симфонии Брукнера в репертуаре оркестра появились не только по случаю юбилея – уже несколько лет они звучат на закрытии сезонов, так что на данный момент в копилке ГАСО РБ все основные симфонии, за исключением Шестой.

В афише Зимнего фестиваля были заявлены солисты. Тимур Мустакимов, наш соотечественник, живущий и сделавший блестящую карьеру в США и Китае, сыграл Концерт для фортепиано с оркестром №2 Брамса; скрипачка Елена Таросян, лауреат Международного конкурса имени Чайковского, выбрала Скрипичный концерт №4 Моцарта. Народный артист Республики Башкортостан Артур Назиуллин представил два произведения для кларнета с оркестром: Концертино Карла Марии фон Вебера, создателя первой национальной немецкой оперы, и Концерт Юлиуса Рица, его подзабытого современника.

Собственно, эти сочинения и открыли фестиваль, задав ему празднично-лирический тон. По словам Артура Назиуллина, он специально выучил опус Рица и тем самым осуществил башкирскую премьеру этого достаточно популярного среди кларнетистов концерта. Назиуллину удается все эти шесть лет, что он у руля ГАСО РБ, держать великолепную сольную форму, доказывая, что управленческая деятельность и творческая карьера – вещи совместимые и достижимые. Впрочем, у него есть отличный пример: Амина Шафикова – блестящая пианистка и одна из самых результативных региональных министров культуры.

Игра Артура Назиуллина всегда привлекает сочетанием перфектной технологии и одухотворенности: красота звука его инструмента умножается многочисленными тонкими нюансами, филировкой звука, естественной фразировкой. В музыке, где требуется драйв, он элегантно-виртуозен, избегая брутальности и напористости. Все эти качества идеально подошли для Вебера и Рица, погрузивших в стихию романтических фантазий и окутавших поэтическим флером.

Настроив аудиторию на нужный лад, во втором отделении погружение в мир романтических грез произошло уже с музыкой Брукнера. О композиторе и его Седьмой симфонии подробно рассказал Дмитрий Крюков: за десять минут вступительного слова он лаконично, но со множеством деталей, дал представление о структуре и содержании брукнеровской партитуры.

Седьмая симфония неслучайно принесла ее автору признание публики и критики. Она достаточно компактна и ясна по форме, в ней есть сквозная тема, заявленная в первых тактах и находящая свое кульминационное воплощение в коде финала. Сильная сторона интерпретации ГАСО РБ – это фантастическая выверенность звучания каждого инструмента. В симфонии очень много сольных эпизодов у духовых: хоральные тутти медных, певучая кантилена теноровых туб – особых вагнеровских инструментов, введенных Брукнером сюда в знак восхищения этим композитором, кларнетовые соло и так далее. Дмитрий Крюков добивается абсолютной точности вертикали, дистиллированной интонации: слушая игру духовиков, ощущаешь уверенную стабильность и, главное, культуру музыкальной речи, присущую и всем другим группам ГАСО РБ. Симфонию традиционно связывают с кругом образов вагнеровских опер, однако для Дмитрия Крюкова важнее показалось подчеркнуть надмирный смысл этой музыки – оппозицию между плакатностью и исповедальностью, между грандиозностью и хрупкостью, которые свойственны бытию в любые времена. Оттого музыка Брукнера прозвучала необычайно актуально, ведь в ней дирижер вытащил смыслы, касающиеся каждого в зале, и развернул картины прекрасных миров, недостижимых, но оттого еще более желанных.

Фестиваль продемонстрировал большой творческий рост Госоркестра Республики Башкортостан и вновь подтвердил верность выбранной стратегии развития коллектива. Впереди в новом году ГАСО РБ ожидает серия мощных гастрольных проектов: участие в фестивале Дениса Мацуева в Перми и с ним же выступление в Москве, традиционный тур по городам Татарстана, поездка в «Сириус». А в родной Уфе – уже в третий раз фестиваль «Денис Мацуев: диалог поколений», исполнение оркестровых сюит Чайковского к юбилею композитора и множество иных событий. Времени почивать на лаврах просто не остается, и это хороший знак – только движение вперед дает импульс к еще большим победам и новым высоким целям.

Фестиваль как произведение искусства События

Фестиваль как произведение искусства

В ГМИИ имени А.С. Пушкина прошел XLIII фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

Болеро на бис События

Болеро на бис

Как musicAeterna отметила Новый год

Гадание по срезу События

Гадание по срезу

Пермский балет выпустил премьеру «Сильвии»

Сладость консерватизма События

Сладость консерватизма

Венская опера возобновила постановку оперы Ханса Пфицнера «Палестрина» и сорвала джекпот