В шестой раз декабрьские симфонические собрания (иначе и не назовешь эти концерты) собирают ценителей классической музыки. Фестиваль носит просветительский характер. Вальсы и польки – это, конечно, хорошо, но Артур Назиуллин, директор Госоркестра Республики Башкортостан, и его главный дирижер Дмитрий Крюков настроены решительно и бескомпромиссно: необходимо воспитывать вкус и потребность к серьезной духовной пище. Поэтому неизменно Зимний фестиваль посвящен какому-то из композиторов-классиков, и в этот раз фигурой притяжения стал Антон Брукнер.
Двухсотлетие австрийского композитора-романтика отмечали довольно активно, перестав, наконец, сомневаться в спросе на величественные концептуальные полотна: в Санкт-Петербургской филармонии, к примеру, уже второй год идет абонемент со всеми симфониями Брукнера, в Москве, Казани выборочно звучали некоторые из них, а в Екатеринбурге сделали концерт-дайджест, познакомив с самыми яркими фрагментами брукнеровских симфоний. Уфа вписалась в этот тренд и представила слушателям Первую, Вторую, Седьмую и Восьмую симфонии, окружив их сочинениями Брамса, Моцарта и других авторов.
Если учесть, что ГАСО РБ – единственный концертный симфонический коллектив в республике, то значимость его миссии в продвижении западноевропейского классического наследия возрастает многократно. И то, что часть программ услышали жители Ишимбая и Нефтекамска, это логичное продолжение политики руководства оркестра. Кстати, симфонии Брукнера в репертуаре оркестра появились не только по случаю юбилея – уже несколько лет они звучат на закрытии сезонов, так что на данный момент в копилке ГАСО РБ все основные симфонии, за исключением Шестой.
В афише Зимнего фестиваля были заявлены солисты. Тимур Мустакимов, наш соотечественник, живущий и сделавший блестящую карьеру в США и Китае, сыграл Концерт для фортепиано с оркестром №2 Брамса; скрипачка Елена Таросян, лауреат Международного конкурса имени Чайковского, выбрала Скрипичный концерт №4 Моцарта. Народный артист Республики Башкортостан Артур Назиуллин представил два произведения для кларнета с оркестром: Концертино Карла Марии фон Вебера, создателя первой национальной немецкой оперы, и Концерт Юлиуса Рица, его подзабытого современника.
Собственно, эти сочинения и открыли фестиваль, задав ему празднично-лирический тон. По словам Артура Назиуллина, он специально выучил опус Рица и тем самым осуществил башкирскую премьеру этого достаточно популярного среди кларнетистов концерта. Назиуллину удается все эти шесть лет, что он у руля ГАСО РБ, держать великолепную сольную форму, доказывая, что управленческая деятельность и творческая карьера – вещи совместимые и достижимые. Впрочем, у него есть отличный пример: Амина Шафикова – блестящая пианистка и одна из самых результативных региональных министров культуры.
Игра Артура Назиуллина всегда привлекает сочетанием перфектной технологии и одухотворенности: красота звука его инструмента умножается многочисленными тонкими нюансами, филировкой звука, естественной фразировкой. В музыке, где требуется драйв, он элегантно-виртуозен, избегая брутальности и напористости. Все эти качества идеально подошли для Вебера и Рица, погрузивших в стихию романтических фантазий и окутавших поэтическим флером.
Настроив аудиторию на нужный лад, во втором отделении погружение в мир романтических грез произошло уже с музыкой Брукнера. О композиторе и его Седьмой симфонии подробно рассказал Дмитрий Крюков: за десять минут вступительного слова он лаконично, но со множеством деталей, дал представление о структуре и содержании брукнеровской партитуры.
Седьмая симфония неслучайно принесла ее автору признание публики и критики. Она достаточно компактна и ясна по форме, в ней есть сквозная тема, заявленная в первых тактах и находящая свое кульминационное воплощение в коде финала. Сильная сторона интерпретации ГАСО РБ – это фантастическая выверенность звучания каждого инструмента. В симфонии очень много сольных эпизодов у духовых: хоральные тутти медных, певучая кантилена теноровых туб – особых вагнеровских инструментов, введенных Брукнером сюда в знак восхищения этим композитором, кларнетовые соло и так далее. Дмитрий Крюков добивается абсолютной точности вертикали, дистиллированной интонации: слушая игру духовиков, ощущаешь уверенную стабильность и, главное, культуру музыкальной речи, присущую и всем другим группам ГАСО РБ. Симфонию традиционно связывают с кругом образов вагнеровских опер, однако для Дмитрия Крюкова важнее показалось подчеркнуть надмирный смысл этой музыки – оппозицию между плакатностью и исповедальностью, между грандиозностью и хрупкостью, которые свойственны бытию в любые времена. Оттого музыка Брукнера прозвучала необычайно актуально, ведь в ней дирижер вытащил смыслы, касающиеся каждого в зале, и развернул картины прекрасных миров, недостижимых, но оттого еще более желанных.
Фестиваль продемонстрировал большой творческий рост Госоркестра Республики Башкортостан и вновь подтвердил верность выбранной стратегии развития коллектива. Впереди в новом году ГАСО РБ ожидает серия мощных гастрольных проектов: участие в фестивале Дениса Мацуева в Перми и с ним же выступление в Москве, традиционный тур по городам Татарстана, поездка в «Сириус». А в родной Уфе – уже в третий раз фестиваль «Денис Мацуев: диалог поколений», исполнение оркестровых сюит Чайковского к юбилею композитора и множество иных событий. Времени почивать на лаврах просто не остается, и это хороший знак – только движение вперед дает импульс к еще большим победам и новым высоким целям.