Фестиваль как произведение искусства События

Фестиваль как произведение искусства

В ГМИИ имени А.С. Пушкина прошел XLIII фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

Фестивалей в нашей стране проводится немало, многие из них – с историей, но «Декабрьские вечера» всегда занимали в этом ряду особое положение: рафинированность программ, участие мировых звезд, неповторимая атмосфера восприятия музыки в окружении полотен великих мастеров. Любимое детище Ирины Антоновой и Святослава Рихтера и в советское, и в постсоветское время оставалось на музыкальной карте России местом безупречного, поистине элитарного вкуса: европейский праздник искусств в подлинном смысле этого слова. Импульса таланта и организаторской энергии двух выдающихся фигур хватило на четыре десятилетия насыщенной жизни, в начале же пятого «Декабрьские вечера», как казалось, вступили в кризисную полосу. Уже концепция программы XLI фестиваля («Вариации в свободном стиле»), состоявшегося в 2021 году, не казалась бесспорно убедительной, а в 2022 году музыкальный праздник решено было и вовсе не проводить – впервые в его истории. «Испания и испанские мотивы в музыке» (фестиваль 2023 года) демонстрировали попытку «нащупать» новую дорогу в условиях прекращения культурного обмена с европейскими институциями. Нынешнее же «Торжество природы» с очевидностью не только открывает новую страницу в истории фестиваля, но и возрождает лучшие практики эпохи Рихтера – Антоновой: разнообразные и несколько нонконформистские программы, одно-два события на грани сенсационности.

«Декабрьские вечера» немыслимы без сопровождающей их художественной выставки, задающей основную идею: в этом году на ней были представлены натюрморты Франса Снейдерса и его фламандских соотечественников. Тема в первом приближении весьма благодатная, но в реальности – достаточно сложная для поиска музыкально-живописных параллелей, что признал на пресс-конференции и художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет. Впрочем, удалось задействовать сразу несколько возможных направлений подобного синтеза. Самая очевидная, конечно же, культурно-историческая: музыка нидерландских полифонистов эпохи Возрождения, современная представленным полотнам, прозвучала в исполнении вокального ансамбля Intrada под руководством Екатерины Антоненко. Коллектив, творческая энергия которого ныне на взлете, продемонстрировал не только обычное для него отточенное мастерство, но и живую трактовку, далекую от восприятия таких сочинений как пыльных музейных редкостей. Другая грань этой темы открылась на вечере «Математика импровизации», главным героем которого стало бельгийское «Гуйвартс-трио». Коллектив специализируется на исполнении современной музыки, но на «Декабрьских вечерах» представил насыщенную программу, посвященную инструментальной музыке эпохи Возрождения: в ее свободе музыканты явно чувствуют определенные параллели с актуальным музыкальным стилем. Важен был и тот факт, что «Гуйвартс-трио» является ансамблем-резидентом Королевского музея изящных искусств в Антверпене: концепция единства музыки и живописи для фестиваля особенно актуальна, как и редкий ныне пример культурного обмена между российским и европейским музеями.

 

Другая возможная «натюрмортная» ассоциация – это образы животных и птиц, часто присутствующих на полотнах великих мастеров, и первая возникающая параллель – «Каталог птиц» Оливье Мессиана. Две пьесы из этого цикла в исполнении Арсения Тарасевича-Николаева открывали вечер под названием «Источник всех мелодий – пение птиц»; дополняли их крайне редко звучащие в России сочинения Лучано Берио и Петериса Васкса в схожей образной сфере. Смысловым центром стало, однако, второе отделение, полностью посвященное легендарному «Квартету на конец Времени» Мессиана. На первый взгляд, стиль французского композитора весьма далек от пышных, аппетитных образов фламандских мастеров натюрморта, но удивительным образом разные эпохи искусства словно бы вступили в резонанс: обе в конечном итоге провозглашают идею бренности всего живого и неизбежности последней точки. Сложнейший квартет был убедительно и зрело исполнен командой молодых звезд: Арсением Тарасевичем-Николаевым, Даниилом Коганом, Михаилом Безносовым и Марией Зайцевой.

Литературно-музыкальные параллели раскрывали вступительный и заключительный вечера фестиваля, образовывая таким образом очевидную арку. Открытие фестиваля сопровождали «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, а программа была рассчитана на музыкальных гурманов и состояла из «деликатесов» Бриттена, Шёнберга, Бартока, Равеля и Пьяццоллы. Каждое сочинение, как вино к определенному блюду в меню первоклассного ресторана, сопровождала поэзия (художественное слово было поручено Сергею Шакурову): публика, к примеру, получила редкую возможность ознакомиться с оригинальным текстом «Просветленной ночи» Демеля, предварявшим одноименное сочинение Шёнберга. На заключительном же концерте «Карнавал животных» Сен-Санса артистично «комментировал» Константин Хабенский.

Клавирабенды на «Декабрьских вечерах» по традиции являются приношением Святославу Рихтеру: в этом году память великого пианиста почтил Николай Луганский. Музыкант представил программу, сочетающую «Песни без слов» Мендельсона и две Баллады Шопена: интерпретацию отличал благородный интеллектуализм. Шопен Луганского был выдержан в сдержанной манере, что парадоксально сблизило стиль польского композитора с Брамсом, чье Первое трио (вместе с Луганским на сцену вышли Павел Милюков и Александр Князев) стало вторым отделением вечера. Еще один концерт-посвящение на фестивале был обращен к Альфреду Шнитке, чей юбилей является одной из магистральных тем концертного сезона в целом. Камерный ансамбль «Солисты Москвы» вместе со своим руководителем Юрием Башметом представили гармоничную программу, логично сочетающую музыку Шнитке (чье мироощущение формировалось в Вене) с Моцартом и Шубертом («Лесного царя» и «Серенаду» исполнила сопрано Эльмира Караханова). Главная сенсация, однако, ждала меломанов во втором отделении: на сцену поднялся Владимир Спиваков! На «Декабрьские вечера» он вернулся после нескольких десятилетий отсутствия, но еще более значимо его появление в качестве скрипача – последние десять лет он намного чаще выступает в амплуа дирижера. Вместе с Александром Гиндиным они исполнили легендарную Первую скрипичную сонату Шнитке. Владимир Спиваков сейчас с очевидностью находится на пике зрелости Мастера, и в его интерпретации была убедительно отражена характерная для композитора стереоскопическая глубина – и мудрость, и сатира, и игра со стилями. Публика восторженно встречала своего кумира, и, конечно же, надолго запомнит этот вечер.

«Декабрьские вечера» стали, таким образом, нечастым примером фестиваля, представляющего собой не просто набор отдельных событий, а настоящим праздником, обладающим гармоничной концепцией, выстроенной формой и несколькими кульминациями: сам по себе как произведение искусства, продолжающее существовать и без его создателей, вопреки всем историческим катаклизмам.