Для пианистов, как известно, в начале был и есть Бах: музыка композитора сопровождает тружеников клавиатуры буквально с первых шагов в профессии. Менуэты, прелюдии и инвенции на этом пути — лишь ступени к грандиозным двум томам «Хорошо темперированного клавира». Немногие дерзают подступиться к исполнению всех 48 прелюдий и фуг цикла, и еще меньшему числу пианистов удается достигнуть на этой стезе художественного убедительного результата. Клавирная музыка Иоганна Себастьяна оказывается тем не менее на удивление толерантной к разнообразным стилистическим вольностям: она принимает и нервный полет трактовок Самуила Фейнберга, и парадоксальность Гульда, и «игру в бисер» музыкантов аутентичного направления. Условие лишь одно: безупречная честность мастерства, без которой путь к баховским сочинениям в принципе заказан.
Круг творческих интересов московского пианиста Виктора Гинзбурга весьма широк, и музыка немецкого гения барокко, на первый взгляд, не занимает в его репертуаре основополагающего места. Для пианиста Бах — очень личная история: с «Хорошо темперированным клавиром», с его слов, он не расстается с юных лет и любит включать его сочинения в программы в пику снобам, считающим их неподходящими для современной сцены. Выпущенный фирмой «Мелодия» цифровой релиз представляет собой live-запись концерта, состоявшегося в 2022 году в Малом зале Московской консерватории: вечер был приурочен к трехсотлетнему юбилею этого шедевра.
Гинзбург подчеркивает, что при работе над циклом представлял самого Баха, играющего на современном концертном рояле; к практикам исторического исполнительства пианист относится с уважением, но не стремится влиться в эти ряды. Отсюда и стиль интерпретаций пианиста — романтический и даже несколько эклектичный: фресковая фразировка и свободное использование педали в мажорных прелюдиях и фугах вызывают к жизни образ Баха-бонвивана, наслаждающегося доброй кружкой пенного напитка в окружении своей любящей многочисленной семьи; минорные же скорее не трагичны, а ностальгически-грустны. Важный момент в интерпретации Виктора Гинзбурга — попытка подчеркнуть внутренние связи сборника: нередко фуга оказывается логически связанной с прелюдией уже следующей пары. Наиболее убедителен пианист, пожалуй, именно в «лирических» прелюдиях и фугах, трактовки же быстрых частей цикла к концу альбома начинают казаться несколько однообразными. Удивительной стабильностью при этом отличается техническое мастерство пианиста: важно подчеркнуть, что на релизе представлена «живая запись» концерта, перезаписать или «подчистить» которую крайне сложно, а иногда и невозможно. Не менее стабильно и мастерство звукорежиссеров «Мелодии», в данном случае — Русланы Орешниковой, сумевшей воссоздать ощущение реверберации и яркости звуковых красок Малого зала консерватории.
У каждого из нас — не только свой Бах, но и свой исполнитель Баха. Те, кто воспринимают «Хорошо темперированный клавир» как сборник схоластических проповедей, сочтут интерпретацию Гинзбурга чрезмерно легковесной, фанаты исторического исполнительства могут не простить ему принципиальный отказ от следования их аксиомам. Так или иначе, Бах в трактовке пианиста — живой и близкий нам музыкант, которому не чужды самые простые человеческие радости.