Бет Гиббонс известна как голос феноменальных британцев Portishead, одних из создателей стиля трип-хоп, значительного явления в популярной музыке XXI века. Это всего лишь третья полноформатная запись певицы без группы. Название альбома (вариант перевода «Перерастая границы жизни») концептуально — это то же мрачное трепетное волшебство, которым покоряли мир Portishead, но Бет не наследует старому проекту. Как и в группе, она не форсирует голос и создает психоделическое путешествие за границы обыденного. Певица, кажется, знает портал, связывающий с чем-то непредставимым, всеобщим. Она ничего не доказывает, не навязывает. Ее песни сами проходят в душу, это не просто голос интимности, боли и потерь, это выражение вселенской печали. Происходящее можно описать термином дарк-соул или интеллектуальный соул, но оно будет шире попыток классификации.
Релизы Бет без Portishead — отражения интровертной части ее мира. У исполнительницы были короткие коллаборации — от столь же тихой Джейн Биркин до столь же мрачных металлистов Gonga. Очарованный пением Гиббонс, великий польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий в 2019‑м позвал ее записать с оркестром Польского национального радио Третью симфонию («Симфонию скорбных песнопений») Хенрика Гурецки. Это стало не просто слиянием жанров, даже обложка того диска говорит, что музыка предполагает полет в трансцендентное. Похоже, Пендерецкий увидел близость симфонии к тому, как поет Бет, и ей не пришлось меняться, подстраиваться. Альбом же с басистом Talk Talk Полом Уэббом (aka Rustin Man) Out of Season (2002) был шагом, скорее, в сторону, чем вперед — Гиббонс искала новый образ. Связи с Talk Talk продолжились, саунд-продюсером нового альбома стал барабанщик Ли Харрис. Поэтому больших и умных барабанов на Lives Outgrown предостаточно. Также отвечал за музыку Джеймс Форд, участвовавший в альбомах и монстров Blur, Depeche Mode, Pet Shop Boys, и новичков The Last Dinner Party. Загадочность и неконкретность были очевидными целями команды Гиббонс. Музыканты справились, альбом импрессионистичен, но не расслаблен, инструменты сдержанны и даже интеллигентны. И это очень красиво.
Обложка диска размыта, таинственна, напрашивается на заумные толкования, но на вкладке — ясность, свет и вечерний покой. Только вот сидит там певица спиной к зрителям, вернее, отвернувшись вполоборота. Ей интересна не «наша» сторона рампы. При этом странно, когда такие музыканты, как Бет, оказываются в одних рейтингах с развлекательными проектами. Но это шоу-бизнес, и Lives Outgrown значится в шорт-листе Mercury Prize 2024 — премии лучшему альбому Великобритании и Ирландии. То есть популярная музыка все же доросла до альбома, которому прочат не успех, допустим, в рекламном ролике, и соответствующие барыши, а долгую жизнь в искусстве.