Последние несколько лет переполнены юбилеями, а 2024-й особенно выделился двухсотлетием Брукнера, прошедшим по студиям звукозаписи, словно ураган или пожар: не хватит пальцев, чтобы сосчитать, сколько дирижеров и в скольких редакциях решились выпустить свои релизы к круглой дате. А разного рода знаменательные даты Шёнберга, Айвза, Пуччини и многих других остались в сравнении с великим австрийцем в тени.
Пышно цветет волна переизданий уже классических и не только записей, конца и края которым нет. И если иногда это очень удачно и уместно – например, в полном собрании Леонида Когана от «Мелодии», или всех симфоний Шостаковича в интерпретации Мариса Янсонса от Warner Classics, – то в иных случаях, как с новой серией «Караян от А до Я» Deutsche Grammophon, это уже просто смешно. Возможно, старейшему немецкому бренду больше нечем удивить поклонников, поскольку из ныне живущих совсем немного больших артистов сотрудничают с лейблом, а молодежь, смотрящая с каждой второй их обложки, подает надежды в чем угодно, только, судя по всему, не в музыке.
Все больше и больше раскручивается идея о подражании классических альбомов плейлистам, собранным в разной степени удачно: на некоторых малоизвестные «нишевые» композиторы и женщины-композиторы соседствуют с хитами а-ля «Сто великих музыкальных сочинений», собственными переложениями и опусами (с маленькой буквы «о») пианистов, сопровождаемые вдохновенным и вдумчивым названием, словно взятым из цитатника на каждый день. Особенно выделилась здесь Хатия Буниатишвили, выпустившая едва ли не самый беспомощный и ненужный диск года Labyrinth: Ephemera, претендующий звучать в каждой лавке винила, поскольку этот трек-лист с диапазоном от «Плача Дидоны» в транскрипции для фортепиано до саундтрека из сериала «Оставленные» Макса Рихтера ни для чего большего, кроме как для фона в месте средней руки, не пригодится.
Но остановимся мы не на них и даже не на том, как мало вышло старой и новой музыки в записи, а на заметных многодисковых альбомах 2024 года.
Beethoven: The Complete Symphonies
Kammerakademie Potsdam
Antonello Manacorda
Sony Classical
Beethoven: The Complete Symphonies
National Symphony Orchestra
Gianandrea Noseda
Sony Classical
Два итальянских дирижера, близких по возрасту, синхронно решились собрать выпущенные пару лет назад отдельные диски в полные комплекты симфоний Бетховена. В результате мы получили два диаметрально противоположных друг другу сета, один из которых порадует даже взыскательного слушателя. Антонелло Манакорда и Джанандреа Нозеда идут максимально разными путями, что прекрасно демонстрирует их дискография. Первый из них сконцентрировался на венской классике – раннем романтизме от Гайдна до Шуберта (с исключениями в виде Четвертой симфонии Малера и оркестровых работ Дебюсси). Нозеда же стремится объять необъятное и огромное внимание уделяет русской музыке, в особенности Чайковскому, Прокофьеву и Шостаковичу.
Невозможно сказать, повлияло ли столь тщательное отношение Манакорды к репертуару, но его альбом получился как нельзя более удачным: особенно выделяется выдающееся чувство и единство стиля, нюансировка и детализация фактуры. Подход маэстро к темпам не вызывает никаких вопросов, а качество, которого ему удалось добиться от вокалистов в Девятой симфонии, достойно всяческих похвал: сверкнуло серебром даже сложнейшее место у сопрано перед финалом. Отлично сыгранный оркестр и замечательная работа звукорежиссеров играют не последнюю роль в положительно складывающемся общем впечатлении, как если бы это была столь долгожданная альтернатива для записи Кристиана Тилемана с Венским филармоническим оркестром.
Ничего из этого, к большому сожалению, нельзя сказать о комплекте Джанандреа Нозеды, за исключением разве что довольно продуманных темпов и хорошего баланса аккурат между полновесным и довольно прозрачным. Ощущение, словно этот релиз изначально был обречен как минимум не на успех, поскольку совершенно непонятным остается его целеполагание. Ради чего была сделана эта запись, кроме как ради документирования отзвучавшей реальности? Какие цели ставили перед собой продюсеры, дирижер и оркестр? Неужели нельзя было найти вокалистов, ансамбль которых хотя бы синхронно качал изношенными голосами? И почему бы не попробовать вместо «священной Девятки» Бетховена записать далеко не в тысячный, а, может быть, лишь в десятый раз работы «шведского Моцарта» Йозефа Мартина Крауса или напомнить слушателям о симфониях Луиджи Боккерини?
Franz Schubert: The Complete Symphonies
Residentie Orkest The Hague
Jan Willem de Vriend
Challenge Classics
Robert Schumann: Symphonies 1–4
Stavanger Symphony Orchestra
Jan Willem de Vriend
Challenge Classics
Нидерландский дирижер Ян Виллем де Вринд мало знаком русскоязычным любителям академической музыки, зато широко известен в узких кругах ценителей исторически информированного исполнительства как специалист по позднему барокко и особенно по венской классике и раннему романтизму. В ушедшем году у артиста вышло целых два оркестровых комплекта: симфонии Шуберта, которые он записал несколькими годами ранее, и Шумана. И с первым, и со вторым релизом полезно ознакомиться, но удачным с большей уверенностью можно назвать именно второй.
Симфонии Шуберта и Шумана – почти в равной мере сложная материя для дирижеров. Одни стилистически подобны Моцарту с Бетховеном с «протуберанцем» в виде «Неоконченной», отчего совершенно непонятно, на какой из аспектов шубертовского творчества делать акцент: на схожесть ли с предшественниками или, напротив, на подчас едва ощутимые, но важные различия. С Шуманом ситуация еще труднее: на его работах для оркестра и хора долгое время было клеймо сумасшествия, дурной оркестровки, а ценились они значительно меньше, чем его ключевые произведения для фортепиано. Интерпретация нидерландского маэстро убедительно и в очередной раз доказывает, что оркестровые сочинения Шумана самоценны и изобилуют красотами: великолепны двойная фуга из Третьей «Рейнской» симфонии, непривычные, но при этом стройные формы Второй и в целом высочайший уровень техники, с которым композитор подошел к их созданию. Все это отчетливо слышится в подходе дирижера: фактура детализирована очень подробно и в то же время прозрачно, «божественные длинноты» замаскированы подвижными темпами (особенно это уместно в фуге из Третьей), а динамика податлива и деликатна.
В Шуберте и коллективу, и его руководителю не удалось добиться выдающегося результата, возможно, именно из-за стремления найти «золотую середину», вряд ли идущую на пользу этим сочинениям. Венско-классические по духу симфонии хоть и звучат свежо, но оставляют впечатление «тела без души». Самая же романтичная «Неоконченная» становится подобной застрявшему меж двух миров умирающему, не способному никак найти облегчение на этой земле.
Haydn: The Complete Piano Sonatas
Won-Sook Hur
DUX
Клавирные сонаты Гайдна записывают совсем не так часто, как моцартовские или бетховенские, поэтому внимание этим комплектам уделяется особенное. Эта музыка имеет удивительное свойство не надоедать и всегда быть актуальной. Сегодня они звучат свежо, как никогда: на каждом повороте и изгибе мелодии слушателя ждет удивление, а во многих сонатах есть изюминка, выделяющая ее из всех. Например, роскошная медленная часть в барочном духе в Сонате № 50 ре мажор, ослепительно смешной финал Сонаты № 60 до мажор с постоянными «ошибками» во вступлении темы и не только. Преимущественно экстравертная эмоциональность, небольшой в сравнении с романтическими сонатами масштаб и постоянная смена настроений приходится кстати в эпоху, когда двухчасовой фильм некоторым кажется анахронизмом, а многочасовая опера тем более. А еще эту потрясающую музыку очень трудно испортить, и даже у Хур Вон-Сук это не получилось.
Южнокорейская пианистка Хур Вон-Сук почти незнакома широкой публике. О себе она, несмотря на солидный для пианиста возраст (родилась в 1958 году), заявила лишь в 2014 году, записав первый диск на молодом польском лейбле DUX Records. Ее прочтение Гайдна, с одной стороны, довольно традиционно и местами не лишено виртуозности, с другой же стороны, изобилует порой совершенно ученическими огрехами: непрослушанные пассажи, непрозвученные украшения и недоведенные фразы. Но в первую очередь бросается в глаза даже не это, а отсутствие масштаба в целом и легкого дыхания, особенно в наиболее поэтичных местах (например, в той самой диатонической секвенции из до-минорной Сонаты № 33, которая звучала у Рихтера как окно в другую реальность). И тем не менее при всех недостатках можно лишь поприветствовать появление на рынке альбома с далеко не часто (в сравнении с двумя другими венскими классиками) исполняемыми произведениями, тем более от маленькой компании и совсем неизвестной артистки, у которой, может быть, что-то еще впереди.
Beethoven: Complete Piano Works. Vol. 1
Alfredo Perl
Audite
Пока что мы лишь наблюдаем, как чилийско-немецкий пианист Альфредо Перл находится в процессе выпуска полного собрания не сонат Бетховена, а всех сочинений для фортепиано, включая вариации, багатели и так далее. В 2024 году лейбл Audite опубликовал лишь первый том с одиннадцатью сонатами и совсем малоизвестными вариационными циклами. Судя по тому, что доступно слушателям сейчас, нас ожидает очень полезный, но смертельно скучный релиз.
***
Shostakovich: The Complete String Quartets (Live)
Quatuor Danel
Accentus Music
Данель-квартет совсем не «новорожденный» коллектив с уже обширной дискографией. Поэтому неудивительно, что музыканты обращаются к творчеству Шостаковича уже во второй раз. Нельзя назвать альбом со всеми его квартетами, записанными вживую, эпохальным, как прочтение Emerson, или эталонным, как записи Квартетов имени Бетховена и Бородина, но и положительных качеств у релиза не занимать.