Быть короЛевой In memoriam

Быть короЛевой

В Нижнем Новгороде на 87 году жизни скончалась Тамара Николаевна Левая

Доктор искусствоведения, профессор Нижегородской консерватории, блестящий ученый, соавтор первой (и единственной) в России монографии о жизни и творчестве Пауля Хиндемита, автор фундаментальных работ по истории русской музыки XX века.

Она была королевой. Во всем и всегда.

Королевой красоты и королевой стиля. Все, кто знал Тамару Николаевну Левую с давних пор, как один отмечали, что она появлялась в консерватории, словно сойдя с полотен ренессансных художников. Те, кто познакомились с ней позже, никогда не могли угадать ее настоящий возраст. Она словно застыла в поре элегантной бальзаковской женщины, без малейших признаков старения и возрастного увядания. Всегда безупречный внешний вид, всегда прямая осанка, всегда изысканная, располагающая речь.

Королевой ума и интеллекта. Ее работы – образец блестящего академического письма, точного в фактологии, описании событий, характеристике тех или иных явлений, но при этом полностью лишенного какой-либо грузности, неуклюжести, формальности, сухой и ненужной научной пыли. Ее доклады – образец логической выстроенности, безупречной логики и захватывающей интриги. Ее лекции – высокая наука и вместе с тем – душевный, располагающий разговор о прекрасном и удивительном, о подлинно вдохновляющем и увлекающем.

Королевой педагогики и наставничества. У нее был удивительный дар чувствовать своих подопечных, понимать, какая тема подходит лучше всего тому или иному студенту, и развивать эту тему так, что отличный результат был гарантирован. За несколько десятков лет выпускники Тамары Николаевны на защите ни разу не получили «серебро», всегда только «золото», только отличные отметки и лучшие рекомендации.

Королевой скромности. И в этом нет никакой иронии. При всем своем невероятном уме, багаже знаний, мудрости и опыте она никогда не пыталась стать «звездой», активно заявлять о своей позиции. Осенью минувшего года Тамару Николаевну позвали на посвященную Альфреду Шнитке передачу «Нескучная классика» к Сати Спиваковой. Она долго сомневалась, ехать ли ей в Москву, и с иронией на грани смущения говорила о том, что никак не ожидала, что ей окажут на телевидении такой прием. Нужно ли говорить о том, что она показала себя на уровне настоящей звезды

Королевой любознательности и открытого ума. Как настоящий ученый Тамара Николаевна никогда не останавливалась в своем процессе познания и открытия нового. До последних дней она интересовалась новой литературой, новыми источниками. И это касалось не только сферы ее профессиональной компетенции, но всего: театр, кино, современное искусство, литература.

Королевой семейного очага. Тамара Николаевна и ее муж, композитор Борис Семенович Гецелев, как две половинки дополняли друг друга. Их многолетний союз был образцом любви, согласия и взаимного уважения, а их квартира на Ижорской – пристанищем для всех жаждущих приобщиться к настоящему искусству и творчеству, получить помощь и ободрение. Уход Бориса Семеновича в январе 2021 года стал для Тамары Николаевны ударом, который она стоически перенесла. Вплоть до последних дней она была занята систематизацией и описанием архива своего супруга. Дочь Тамары Николаевны и Бориса Семеновича, Екатерина, пошла по следам своих замечательных родителей. Музыковед и концертирующая органистка, в настоящий момент она работает начальником отдела музыкальных инструментов концертного зала «Зарядье».

Королевой искренности и душевного тепла. Те, кому посчастливилось общаться с Тамарой Николаевной Левой лично, никогда не забудут ее голос, взгляд, легкую улыбку, невероятную тактичность и проницательность, искреннее соучастие, которое она всегда проявляла к своим ученикам, коллегам, друзьям и близким. И вместе с этим она никогда не нарушала воли другого и не диктовала ему свою, «правильную» точку зрения.

И даже уход ее случился как-то «по-английски», внезапно, без жалоб и без сетований. Просто ушла, не прощаясь, и всё… Когда такие личности покидают наш мир, словно падает невидимая, но ощутимая стена, к которой можно было иногда прислониться, постоять, укрывшись от колючих ветров повседневности, словно гаснет огонек, на который можно было ориентироваться. Теперь еще одним светильником в музыкознании стало меньше, а значит, тяжелее груз и больше ответственности на тех, кто идет следом.