Айседора, или Шарм свободного танца События

Айседора, или Шарм свободного танца

Продюсерская компания Сергея Даниляна Ardani Artists представила на сцене МАМТ российскую премьеру балета «Айседора» Владимира Варнавы на музыку балета «Золушка» Сергея Прокофьева. В роли легендарной босоножки блеснула Наталья Осипова, а миссия доброй феи-спонсора выпала на долю Романа Абрамовича.

Для двухактного спектакля «Айседора» Илья Старилов создал видеодизайн, изобилующий лейтмотивными метафорами и красноречивыми символами, а Галя Солодовникова одела полторы дюжины разнокалиберных исполнителей всех цветов кожи в костюмы популярных цветов радуги. Варнава скрестил и отождествил историю Золушки с судьбой Айседоры Дункан. Обретение данс-башмачка-туфельки героиней Перро увенчалось мажорным апофеозом, освободительное разувание американской танцовщицы тоже сделало ее счастливой, но финал истории трагический. Можно понять логику талантливого автора, обратившегося к драматически перенасыщенной балетной партитуре русского и советского классика. Но победить брутально образную конкретику, тревожные бездны чувств (даже не принимая во внимание отечественные традиции восприятия) этой знаменитой и заигранной музыки, будоражащей воображение хореографов, непросто.

По сути, автор создал некую фантазию на темы Айседоры, добросовестно проиллюстрировав основные ее биографические вехи. Спектакль насыщен и персонажами, и событиями: семья Дункан, ее возлюбленные Парис Юджин Зингер и Сергей Есенин, гибель детей, последователи Айседоры, а также сатиры и нимфы – все это стремительно проносится в судьбе сценической Айседоры. В первом акте героиня попадает в паноптикум классического балета с разношерстным кордебалетом и карикатурными Учителем танцев (Алексей Любимов) и Идеальной балериной, смахивающей на гренадера (Вероника Парт). Это выгодно выделяет танцевальную уникальность и пластическое великолепие Айседоры (конечно, благодаря незаурядной исполнительнице Наталье Осиповой), которая, насмотревшись неестественных реалий классического пуантного танца, по-видимому, и решает новаторски броситься в омут танца свободного. По бурным виражам судьбы героиню охранительно сопровождает в белом античном хитоне суровая фея Терпсихора а ля вождь апачей в перьевом головном уборе с висюльками. Вместо золушкиной кареты Айседору на бал в Россию доставляет легковой автомобиль класса люкс марки Bugatti. В молодой Стране Советов героиня опекаема новой феей – Лениным с крылышками, словно ангелом-хранителем. Это мифическое существо попросту устраняет фею-конкурентку Терпсихору. Ленин пылок с Айседорой, искушая ее поцелуями и соблазняя посулами бескрайних возможностей в советской аркадии. Она оказывается на Красной площади под звездами Кремля, на которую сценографически наслаиваются колоссы-колонны будто Луксорского и Карнакского храмов в Фивах: здесь открываются звездные порталы, и на брусчатку спускаются мощные вибрации, посылаемые высшими измерениями. Но не крылатая власть покоряет Айседору, ее сражает роковая любовь к русскому поэту – Сергею Есенину (Владимир Дорохин). Варнава подает Есенина как записного гуляку и раба инстинктов. Столь узко специфическая ипостась русского стихотворца украшена блистательной гуттаперчивостью исполнителя.

Над всей конструкцией спектакля поистине парит Наталья Осипова, для которой пластика современного танца стала родной стихией. Хореографический текст балерина экстравертно наполнила океаном эмоций и чутким нутром. Сегодня она без условное явление танцтеатра. Никто так не являет междустрочие движения, покоряющего откровенным обаянием таланта, которому эксклюзивно присущи воздушная природа и легкость.

Айседора родилась у моря, и танец ее уподобляется ритмам волн, страстно и яростно пожирающим время. Балет начинается с антре танцовщицы, чей стройный силуэт рельефно выделяется на фоне свинцового бушующего морского горизонта одиночества, а заканчивается портретом Айседоры, чья шея опоясана кровавым шарфом-рекой, истаивающей в дымчатых безднах волн…

В гостях у Вебера События

В гостях у Вебера

В «Новой Опере» представили концерт из сочинений немецкого композитора

Переходная зона События

Переходная зона

В Московской филармонии продолжается цикл «Весь Стравинский»

Сказка квартетных странствий События

Сказка квартетных странствий

Солисты OpensoundOrchestra сыграли первый концерт нового цикла

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича