Почти идеальные дни События

Почти идеальные дни

В Малом зале «Зарядья» прошла «Неделя современной музыки»

Цикл проводился уже второй раз. Остальная жизнь при этом не замерла, да и вряд ли должна была: все же «Зарядье» не специализированная площадка для новой музыки, здесь это лишь одно из направлений деятельности. Но если бы «Неделя» была действительно неделей, проходила в Большом зале, с акцентом на оркестровую музыку, это стало бы «штучным» событием – даже по меркам, казалось бы, все видавшей Москвы. Нынешнее же пятидневное событие, в целом удачное, помнится не только тем, что сработало на опережение других концертных организаций и площадок столицы, так или иначе обращающихся к современной академической музыке. Запомнилось оно и своей камерностью – пространства, составов и, неизбежно, произведений. Ввиду того – некоторой недостаточностью (хотя чувство «голода» после концертов никого еще не губило), что, впрочем, не касается программ в отдельности – объемных, цельных и завершенных. Вновь подчеркнем: концерты в одно отделение – благо для всех. Темнота в зале – не только модный (уже какой год) прием, но и возможность сосредоточиться, дарованная простым способом и музыкантам, и аудитории. (А если позволить себе иронию, то и возможность при живом слушании не «держать лицо»: не всякая современная музыка бодрит и веселит.)

У каждого из коллективов была своя публика. На протяжении всех дней зал был практически полон – за исключением концерта-открытия, совпавшего с январскими каникулами. Аншлагов не случилось, и причиной тому, мне кажется, не объем спроса на новую музыку, о котором, исходя из своих представлений, наверняка думали организаторы, планируя «Неделю» именно в Малом зале. Вообще (чуть отступим от «Зарядья»), заявлять о том, что спрос невелик, вряд ли стоит: зависит от площадки (место влечет), коллектива (его медийной известности в первую очередь, иногда оправданной и профессионально) и в наибольшей степени от композиторских имен. Вроде бы в случае «Недели» все перечисленное совпало. Тем удивительнее скромность, с которой «Зарядье» при своих возможностях рекламировало это значительное (по словам гендиректора Ивана Рудина) событие: имею в виду городской масштаб, не локальные усилия пресс-службы.

Началась «Неделя» с «Открытого космоса»: в 2025 году эта лаборатория современных композиторов пройдет в десятый раз (продюсер – Елена Климова, директор культурно-выставочного комплекса «Знаменское-Губайлово», в прошлом продюсировавшая ансамбль «Россия»: отсюда идея связать новую музыку и народные инструменты). Куратор Анна Поспелова выбрала для концерта-ретроспективы восемь сочинений участников прошедших лабораторий. При всем уважении к авторскому выбору, мне он не видится удачным. Сильных опусов, на мой слух, было два. В композиции «14 апреля» Алины Мухаметрахимовой к оркестру «Усадьба» (художественный руководитель и дирижер – Роман Хохряков) присоединился фольклорный ансамбль «Поверье» (художественный руководитель – Юлия Алакина): занятное сочетание «сухого» текста отчета Гагарина перед Хрущевым о том, как прошел полет, и эмоционального народного пения. Своего рода современная былина. Основой же сочинения Анны Поспеловой Fe_Ni стал «анализ процесса образования и структуры метеоритного тела». Начинается пьеса (отчасти отсылающая, как мне слышится, к Stille und Umkehr Циммермана) с баянной «педали», на которую «волнообразно» накладываются другие инструменты. Восходящая «экстатика» обрывается длящимися кластерами баяна. Мастерская оркестровая вещь заметно контрастировала с остальным звуковым массивом концерта, в течение которого меня не покидало ощущение, что такая безграничная тема, как космос, не высвобождает творческую энергию, а наоборот, сковывает композиторов. Зато исполнители свободно «парили» над каждой из партитур.

На следующий день выступал ансамбль im Spiegel под художественным руководством Марии Магиевой, сверхсерьезно относящейся к составлению программ. Еще не зная написанное специально для нее произведение Настасьи Хрущевой «Девять способов страдать» для контрабаса и фортепиано (создано в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты»), не поработав еще над ним перед мировой премьерой вместе с автором, Мария предполагала в нынешней программе раздел, связанный с импровизацией. Так, рядом с тончайшей, рассыпающейся на «кристаллы» пьесой Жерара Пессона Nebenstück (переложением Четвертой фортепианной баллады Брамса из десятого опуса) для кларнета и струнного квартета, вызвавшей в памяти живопись Владимира Вейсберга и Дмитрия Лиона, а также с «Половиной собаки» Антона Светличного (привет не только «Андалузскому псу» Бунюэля и Дали, но и финскому минимал-техно-дуэту Pan Sonic) возник Okanagon Шельси. Затем, после тщательного изучения «царицей im Spiegel» пьесы Хрущевой, Шельси сменила Губайдулина (ее ранние Пять этюдов для арфы, ударных и контрабаса, порой напоминающие музыку к шпионским фильмам, звучат нечасто). Завершали же концерт Folk Songs Берио с солисткой Ариной Зверевой и дирижером Федором Безносиковым. Отрепетированность этого цикла до блеска позволила мне отключиться от слежения за исполнением (после сентябрьской пока что неудачи с Октетом Уствольской) и сосредоточиться на сопоставлении доходчивых «Песен» с появившимся в том же 1964-м жгучим «Солнцем инков» Денисова. Удалось и (вернусь к центральному номеру) «пострадать» всеми предложенными стилевыми способами, включая «бетховенский» и «русский народный». Наиболее близкой оказалась мне свежая «барочная стратегия» в виде безупречного «пёрселловского» фальцета пианиста Михаила Турпанова, чья санкционированная Настасьей Алексеевной «неуклюжая» игра, безусловно, одна из примет «крученого профи».

Концерт CEAM Artists поразил не настолько: по сути, еще одна выставка достижений электроакустического хозяйства. Профессионально устроенная и проведенная. Легко представимая в любом другом контексте и пространстве. Сдержанный в своей визуальной природе зал, с которым (как и с «Китай-городом») многие уже успели сродниться, был по-цэамовски расцвечен, по-клубному задымлен и заполнен экранами, на которых преломленно документировалось происходившее. Звук «агрессивен», как и всегда. «Терзания» клавесина (ответ любителям играть старинную музыку на современном рояле?) в пьесе Пьера Жодловски Lessons of Anatomy. Book of Harpsichord, напротив, непривычно нежны – вопреки аннотации. «Музыкальный анатомический театр» (копирайт композитора Светличного) взяла на себя в этом опусе Феодосия Миронова. Ее черные очки, перчатки, «кислотной» зелени парик, «демонический» хохот и порывистость наверняка кого-то увлекли, но для меня остались в категории необязательных мерцаний – как и российская премьера Scarlet K141 Якопо Бабони Скилинджи, его «кинематографический», саунд-дизайнерский минимализм с оглядкой на «старые» клавесинные сонаты.

Приезд в Москву основателей творческого объединения mader nort, как ни относись к этому объединению, важен: музыкальные Москва и Петербург по-прежнему не вполне сообщающиеся сосуды. Ярослав Коваленко и Владислав Фёдоров привезли с собой неавангардную музыку для двух роялей и ее достойную интерпретацию. «Свиридов» (время, назад!) и «Прокофьев» в сонате Фазыла Сая органично сочетались с «Эскизами к “Закату”» Десятникова (в версии Я. Коваленко), «Ре мажором II» Карманова (к которому, правда, исполнители дописали раздражающую электронику, «щебет птиц»: видимо, некое послание ушедшему композитору) и Hallelujah Junction Адамса (лучшая часть часовой программы: поначалу безоблачная репетитивность хитроумно расшатывается автором до разнузданного «буги» двух «обезумевших пианистов»).

Нетривиальным завершением «Недели» стал фирменный «сумрак» Île Thélème Ensemble, неизменно таящий в себе и пламенную страсть. Слегка самоповторный «электронно-дыхательный» эмбиент Саариахо с альтистом Сергеем Полтавским, россыпь препараций Крама (в дуэте с превосходной пианисткой Натальей Соколовской выступил солирующий и в МАСМ скрипач Евгений Субботин), «Падаль» Бодлера в голове Мустукиса (безошибочно выбранный голос Татьяны Бикмухаметовой и сомнительная необходимость подзвучки), катящийся «жемчуг» Шаррино (его «равелевская» фортепианная пьеса De la nuit, давшая название «ночной» программе ансамбля), напряженная концертность «Партиты» Лютославского… Умело собранное вместе, все это выродилось в итоге в «Освежеванного быка» Павла Полякова, о котором я могу сказать одно: распил скрипки в каприсе Георгия Дорохова выглядел убедительнее. На том и остановимся, поблагодарив всех.


Анна Поспелова,
композитор, куратор лаборатории «Открытый космос»

Если рассматривать «Неделю современной музыки» как эксперимент для популярного концертного пространства, то со стороны «Зарядья» это хороший жест. Учитывая же насыщенную концертную жизнь не только в Москве, но и в других крупных российских городах, связанную в том числе и с новой музыкой, я бы не назвала «Неделю» каким-то суперсобытием. Но, повторюсь, это хорошая тенденция, когда известные концертные площадки задумываются о том, чтобы постепенно включать в свой репертуар, пускай и таким избирательным образом, современную академическую музыку.

Чем обусловлен выбор именно этих коллективов для второй по счету «Недели»? На мой взгляд, организаторы отталкивались от того, что это молодые ансамбли (не имею в виду сейчас возраст исполнителей), еще не вполне знакомые всему кругу интересующихся современной академической музыкой. Исключительно этой логикой, с моей точки зрения, объясняется отсутствие в проекте таких «мастодонтов», как МАСМ и «Студия новой музыки».

Может ли «Неделя» стать регулярной? Разумеется. Пусть так и будет. Чем больше происходит подобных фестивальных историй, тем лучше. Такая выборка из жизни современной музыки. Мягкое, осторожной поступью вовлечение тех, кому это действительно нужно, в ее слушание. Берет ли «Зарядье» в данном случае просветительскую «ноту»? Сложно сказать. Огромная модная площадка, ориентированная на широкую публику. Предположу, кем-то из организаторов «Недели» действительно движет просветительство.

Наталья Соколовская,
пианистка, художественный руководитель Île Thélème Ensemble 

Мы впервые участвуем в «Неделе современной музыки». Прекрасно, что эта идея «Зарядья» – не одиночный всплеск интереса, не точечное событие, а почти готовый фестиваль современной академической музыки, который вызывает к ней живое внимание и интерес. Программа очень разнообразная: люди, которые пришли слушать такую музыку впервые, смогут составить о ней яркое впечатление, а подготовленные слушатели найдут для себя новое. Ансамбли-участники тоже отличаются друг от друга и концептуально, и с точки зрения составов. Например, у нашего ансамбля нет четкого разделения на современное или ультрасовременное, если говорить о времени создания музыки. Скорее, здесь уместнее более тонкий термин «актуальное». Для нас важнее всего та идея, на которую, как на нить, «нанизываются» произведения. Именно так строятся все наши программы, в том числе и представляемая здесь: в ней мы оттолкнулись от темы «ночи».

Почему в названии проекта фигурирует понятие «современной», а не «новой» музыки? Мне кажется, это уточнение позволяет нам охватить более широкий временной отрезок и вместить в себя чуть больше. Нам важно познакомить слушателя с музыкой и дать ему свободу интерпретации, подарить возможность создать собственный ассоциативный ряд. Поэтому на первый план выходит то целое, которое рождается из синтеза следующих друг за другом произведений, а время создания музыки в этот момент не столь принципиально. К тому же мы стремимся найти стилистический баланс: лучше погружать слушателей в новое мягко, не шокировать экспериментами с первых же нот.

Мария Магиева,
контрабасистка, художественный руководитель ансамбля im Spiegel 

Новая музыка у нас, по тем или иным причинам, все еще стоит особняком и многими воспринимается как изолированный мир. Инициатива «Зарядья» сделать эту «Неделю» лично у меня вопросов не вызывает, замысел хороший. Но я надеюсь, мы движемся к тому, чтобы такого рода отдельные события проводить не требовалось. Чтобы люди приходили на обычный концерт в сезоне, а там Чайковский совершенно спокойно звучит вместе с Настасьей Хрущевой, как это было, например, в Санкт-Петербургской филармонии, или Малер с Маминовой – как в «ГЭС-2». Просто это нормально.

Вообще, новая музыка не является определяющим центром нашего репертуара – мы играем произведения всех эпох и направлений. Наша характерная особенность – сам стиль наших программ. И когда в них оказывается современная музыка (особенно премьеры), для меня становится важным обеспечить дальнейшую жизнь этим произведениям, заинтересовать не только слушателей, но и другие коллективы. Чтобы наше исполнение провоцировало следующие. Интересны и важны разные интерпретации, даже если нам они не близки. Хочется верить, что произведения, вошедшие в нашу программу, попадут в личный плейлист слушателей и обретут дальнейшую жизнь в программах других коллективов, выступающих в «Зарядье».

Юбилейные открытия «Ивана Грозного» События

Юбилейные открытия «Ивана Грозного»

Большой театр отметил 50-летие легендарного балета

Игры двух городов События

Игры двух городов

В рамках VI Зимнего фестиваля Юрия Башмета прошел концерт оркестра двух столиц

Посвящение идеалу События

Посвящение идеалу

В зале «Зарядье» прошел концерт к столетию Ирины Архиповой

Фестиваль как произведение искусства События

Фестиваль как произведение искусства

В ГМИИ имени А.С. Пушкина прошел XLIII фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»