Цикл проводился уже второй раз. Остальная жизнь при этом не замерла, да и вряд ли должна была: все же «Зарядье» не специализированная площадка для новой музыки, здесь это лишь одно из направлений деятельности. Но если бы «Неделя» была действительно неделей, проходила в Большом зале, с акцентом на оркестровую музыку, это стало бы «штучным» событием – даже по меркам, казалось бы, все видавшей Москвы. Нынешнее же пятидневное событие, в целом удачное, помнится не только тем, что сработало на опережение других концертных организаций и площадок столицы, так или иначе обращающихся к современной академической музыке. Запомнилось оно и своей камерностью – пространства, составов и, неизбежно, произведений. Ввиду того – некоторой недостаточностью (хотя чувство «голода» после концертов никого еще не губило), что, впрочем, не касается программ в отдельности – объемных, цельных и завершенных. Вновь подчеркнем: концерты в одно отделение – благо для всех. Темнота в зале – не только модный (уже какой год) прием, но и возможность сосредоточиться, дарованная простым способом и музыкантам, и аудитории. (А если позволить себе иронию, то и возможность при живом слушании не «держать лицо»: не всякая современная музыка бодрит и веселит.)
У каждого из коллективов была своя публика. На протяжении всех дней зал был практически полон – за исключением концерта-открытия, совпавшего с январскими каникулами. Аншлагов не случилось, и причиной тому, мне кажется, не объем спроса на новую музыку, о котором, исходя из своих представлений, наверняка думали организаторы, планируя «Неделю» именно в Малом зале. Вообще (чуть отступим от «Зарядья»), заявлять о том, что спрос невелик, вряд ли стоит: зависит от площадки (место влечет), коллектива (его медийной известности в первую очередь, иногда оправданной и профессионально) и в наибольшей степени от композиторских имен. Вроде бы в случае «Недели» все перечисленное совпало. Тем удивительнее скромность, с которой «Зарядье» при своих возможностях рекламировало это значительное (по словам гендиректора Ивана Рудина) событие: имею в виду городской масштаб, не локальные усилия пресс-службы.
Началась «Неделя» с «Открытого космоса»: в 2025 году эта лаборатория современных композиторов пройдет в десятый раз (продюсер – Елена Климова, директор культурно-выставочного комплекса «Знаменское-Губайлово», в прошлом продюсировавшая ансамбль «Россия»: отсюда идея связать новую музыку и народные инструменты). Куратор Анна Поспелова выбрала для концерта-ретроспективы восемь сочинений участников прошедших лабораторий. При всем уважении к авторскому выбору, мне он не видится удачным. Сильных опусов, на мой слух, было два. В композиции «14 апреля» Алины Мухаметрахимовой к оркестру «Усадьба» (художественный руководитель и дирижер – Роман Хохряков) присоединился фольклорный ансамбль «Поверье» (художественный руководитель – Юлия Алакина): занятное сочетание «сухого» текста отчета Гагарина перед Хрущевым о том, как прошел полет, и эмоционального народного пения. Своего рода современная былина. Основой же сочинения Анны Поспеловой Fe_Ni стал «анализ процесса образования и структуры метеоритного тела». Начинается пьеса (отчасти отсылающая, как мне слышится, к Stille und Umkehr Циммермана) с баянной «педали», на которую «волнообразно» накладываются другие инструменты. Восходящая «экстатика» обрывается длящимися кластерами баяна. Мастерская оркестровая вещь заметно контрастировала с остальным звуковым массивом концерта, в течение которого меня не покидало ощущение, что такая безграничная тема, как космос, не высвобождает творческую энергию, а наоборот, сковывает композиторов. Зато исполнители свободно «парили» над каждой из партитур.
На следующий день выступал ансамбль im Spiegel под художественным руководством Марии Магиевой, сверхсерьезно относящейся к составлению программ. Еще не зная написанное специально для нее произведение Настасьи Хрущевой «Девять способов страдать» для контрабаса и фортепиано (создано в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты»), не поработав еще над ним перед мировой премьерой вместе с автором, Мария предполагала в нынешней программе раздел, связанный с импровизацией. Так, рядом с тончайшей, рассыпающейся на «кристаллы» пьесой Жерара Пессона Nebenstück (переложением Четвертой фортепианной баллады Брамса из десятого опуса) для кларнета и струнного квартета, вызвавшей в памяти живопись Владимира Вейсберга и Дмитрия Лиона, а также с «Половиной собаки» Антона Светличного (привет не только «Андалузскому псу» Бунюэля и Дали, но и финскому минимал-техно-дуэту Pan Sonic) возник Okanagon Шельси. Затем, после тщательного изучения «царицей im Spiegel» пьесы Хрущевой, Шельси сменила Губайдулина (ее ранние Пять этюдов для арфы, ударных и контрабаса, порой напоминающие музыку к шпионским фильмам, звучат нечасто). Завершали же концерт Folk Songs Берио с солисткой Ариной Зверевой и дирижером Федором Безносиковым. Отрепетированность этого цикла до блеска позволила мне отключиться от слежения за исполнением (после сентябрьской пока что неудачи с Октетом Уствольской) и сосредоточиться на сопоставлении доходчивых «Песен» с появившимся в том же 1964-м жгучим «Солнцем инков» Денисова. Удалось и (вернусь к центральному номеру) «пострадать» всеми предложенными стилевыми способами, включая «бетховенский» и «русский народный». Наиболее близкой оказалась мне свежая «барочная стратегия» в виде безупречного «пёрселловского» фальцета пианиста Михаила Турпанова, чья санкционированная Настасьей Алексеевной «неуклюжая» игра, безусловно, одна из примет «крученого профи».
Концерт CEAM Artists поразил не настолько: по сути, еще одна выставка достижений электроакустического хозяйства. Профессионально устроенная и проведенная. Легко представимая в любом другом контексте и пространстве. Сдержанный в своей визуальной природе зал, с которым (как и с «Китай-городом») многие уже успели сродниться, был по-цэамовски расцвечен, по-клубному задымлен и заполнен экранами, на которых преломленно документировалось происходившее. Звук «агрессивен», как и всегда. «Терзания» клавесина (ответ любителям играть старинную музыку на современном рояле?) в пьесе Пьера Жодловски Lessons of Anatomy. Book of Harpsichord, напротив, непривычно нежны – вопреки аннотации. «Музыкальный анатомический театр» (копирайт композитора Светличного) взяла на себя в этом опусе Феодосия Миронова. Ее черные очки, перчатки, «кислотной» зелени парик, «демонический» хохот и порывистость наверняка кого-то увлекли, но для меня остались в категории необязательных мерцаний – как и российская премьера Scarlet K141 Якопо Бабони Скилинджи, его «кинематографический», саунд-дизайнерский минимализм с оглядкой на «старые» клавесинные сонаты.
Приезд в Москву основателей творческого объединения mader nort, как ни относись к этому объединению, важен: музыкальные Москва и Петербург по-прежнему не вполне сообщающиеся сосуды. Ярослав Коваленко и Владислав Фёдоров привезли с собой неавангардную музыку для двух роялей и ее достойную интерпретацию. «Свиридов» (время, назад!) и «Прокофьев» в сонате Фазыла Сая органично сочетались с «Эскизами к “Закату”» Десятникова (в версии Я. Коваленко), «Ре мажором II» Карманова (к которому, правда, исполнители дописали раздражающую электронику, «щебет птиц»: видимо, некое послание ушедшему композитору) и Hallelujah Junction Адамса (лучшая часть часовой программы: поначалу безоблачная репетитивность хитроумно расшатывается автором до разнузданного «буги» двух «обезумевших пианистов»).
Нетривиальным завершением «Недели» стал фирменный «сумрак» Île Thélème Ensemble, неизменно таящий в себе и пламенную страсть. Слегка самоповторный «электронно-дыхательный» эмбиент Саариахо с альтистом Сергеем Полтавским, россыпь препараций Крама (в дуэте с превосходной пианисткой Натальей Соколовской выступил солирующий и в МАСМ скрипач Евгений Субботин), «Падаль» Бодлера в голове Мустукиса (безошибочно выбранный голос Татьяны Бикмухаметовой и сомнительная необходимость подзвучки), катящийся «жемчуг» Шаррино (его «равелевская» фортепианная пьеса De la nuit, давшая название «ночной» программе ансамбля), напряженная концертность «Партиты» Лютославского… Умело собранное вместе, все это выродилось в итоге в «Освежеванного быка» Павла Полякова, о котором я могу сказать одно: распил скрипки в каприсе Георгия Дорохова выглядел убедительнее. На том и остановимся, поблагодарив всех.
Анна Поспелова, композитор, куратор лаборатории «Открытый космос» |
Если рассматривать «Неделю современной музыки» как эксперимент для популярного концертного пространства, то со стороны «Зарядья» это хороший жест. Учитывая же насыщенную концертную жизнь не только в Москве, но и в других крупных российских городах, связанную в том числе и с новой музыкой, я бы не назвала «Неделю» каким-то суперсобытием. Но, повторюсь, это хорошая тенденция, когда известные концертные площадки задумываются о том, чтобы постепенно включать в свой репертуар, пускай и таким избирательным образом, современную академическую музыку.
Чем обусловлен выбор именно этих коллективов для второй по счету «Недели»? На мой взгляд, организаторы отталкивались от того, что это молодые ансамбли (не имею в виду сейчас возраст исполнителей), еще не вполне знакомые всему кругу интересующихся современной академической музыкой. Исключительно этой логикой, с моей точки зрения, объясняется отсутствие в проекте таких «мастодонтов», как МАСМ и «Студия новой музыки».
Может ли «Неделя» стать регулярной? Разумеется. Пусть так и будет. Чем больше происходит подобных фестивальных историй, тем лучше. Такая выборка из жизни современной музыки. Мягкое, осторожной поступью вовлечение тех, кому это действительно нужно, в ее слушание. Берет ли «Зарядье» в данном случае просветительскую «ноту»? Сложно сказать. Огромная модная площадка, ориентированная на широкую публику. Предположу, кем-то из организаторов «Недели» действительно движет просветительство.
Наталья Соколовская, пианистка, художественный руководитель Île Thélème Ensemble |
Мы впервые участвуем в «Неделе современной музыки». Прекрасно, что эта идея «Зарядья» – не одиночный всплеск интереса, не точечное событие, а почти готовый фестиваль современной академической музыки, который вызывает к ней живое внимание и интерес. Программа очень разнообразная: люди, которые пришли слушать такую музыку впервые, смогут составить о ней яркое впечатление, а подготовленные слушатели найдут для себя новое. Ансамбли-участники тоже отличаются друг от друга и концептуально, и с точки зрения составов. Например, у нашего ансамбля нет четкого разделения на современное или ультрасовременное, если говорить о времени создания музыки. Скорее, здесь уместнее более тонкий термин «актуальное». Для нас важнее всего та идея, на которую, как на нить, «нанизываются» произведения. Именно так строятся все наши программы, в том числе и представляемая здесь: в ней мы оттолкнулись от темы «ночи».
Почему в названии проекта фигурирует понятие «современной», а не «новой» музыки? Мне кажется, это уточнение позволяет нам охватить более широкий временной отрезок и вместить в себя чуть больше. Нам важно познакомить слушателя с музыкой и дать ему свободу интерпретации, подарить возможность создать собственный ассоциативный ряд. Поэтому на первый план выходит то целое, которое рождается из синтеза следующих друг за другом произведений, а время создания музыки в этот момент не столь принципиально. К тому же мы стремимся найти стилистический баланс: лучше погружать слушателей в новое мягко, не шокировать экспериментами с первых же нот.
Мария Магиева, контрабасистка, художественный руководитель ансамбля im Spiegel |
Новая музыка у нас, по тем или иным причинам, все еще стоит особняком и многими воспринимается как изолированный мир. Инициатива «Зарядья» сделать эту «Неделю» лично у меня вопросов не вызывает, замысел хороший. Но я надеюсь, мы движемся к тому, чтобы такого рода отдельные события проводить не требовалось. Чтобы люди приходили на обычный концерт в сезоне, а там Чайковский совершенно спокойно звучит вместе с Настасьей Хрущевой, как это было, например, в Санкт-Петербургской филармонии, или Малер с Маминовой – как в «ГЭС-2». Просто это нормально.
Вообще, новая музыка не является определяющим центром нашего репертуара – мы играем произведения всех эпох и направлений. Наша характерная особенность – сам стиль наших программ. И когда в них оказывается современная музыка (особенно премьеры), для меня становится важным обеспечить дальнейшую жизнь этим произведениям, заинтересовать не только слушателей, но и другие коллективы. Чтобы наше исполнение провоцировало следующие. Интересны и важны разные интерпретации, даже если нам они не близки. Хочется верить, что произведения, вошедшие в нашу программу, попадут в личный плейлист слушателей и обретут дальнейшую жизнь в программах других коллективов, выступающих в «Зарядье».