Музыка вместо тысячи слов Персона

Музыка вместо тысячи слов

Об обучении особенной девочки Лизы и уникальном опыте ее педагогов

В 2024 году лауреатом XI Международного конкурса композиторов и аранжировщиков имени Исаака Дунаевского стала двенадцатилетняя Лиза Пушкова. Она вошла в число лучших юных композиторов в номинации «Песня». Написанная и сыгранная ею композиция «Жизнь прекрасна» не оставила равнодушным ни одного из членов жюри. Автором текста выступила московская поэтесса Людмила Мозолева.

Данный конкурс проводится в Москве при содействии Союза московских композиторов с 2014 года. В нем участвуют как взрослые профессиональные музыканты, так и совсем юные дарования, не достигшие восемнадцати лет. Нынешняя победа Лизы стала особенным событием для конкурса. Дело в том, что музыкально одаренная девочка имеет сложный диагноз – аутизм. Она не разговаривает в обычном понимании этого слова, не читает ноты, но невероятным образом слышит и воспроизводит сложные и необычные гармонические сочетания, придумывает мелодии и дает им жизнь, проводя за инструментом все свободное время. Музыка для нее – это способ рассказать о себе, о своем мире, общаться и просто жить – она всегда звучит в ее сердце.

Это не первая победа юного композитора – заслуженное признание получили ее сочинения, исполненные на VI Всероссийском конкурсе юных композиторов и музыкальных журналистов «Новое поколение», проходившем весной прошлого года в Москве. Песня Лизы «Жизнь прекрасна» была удостоена специального приза и опубликована в журнале «Музыка в школе» (2024, №3), а этюд «Рассвет на море» из цикла «Настроения» включен в обязательный репертуар для исполнения участниками младшей группы конкурса «Новое поколение», который состоится в 2025 году. Слова к Лизиным песням пишут ее педагоги. Среди новых сочинений девочки – фортепианный ансамбль в четыре руки «Энергия жизни», песня «Московский вальс» и цикл этюдов «Настроения». В канун нового года Лиза стала лауреатом I степени Международного конкурса Allegretto Grazioso.

Лиза учится в московской музыкальной школе имени Ф. Шопена, в классе фортепиано у педагога Элеоноры Казанцевой. Параллельно занимается композицией с Анной Шатковской – дочерью автора уникальной системы развития детского слуха и музыкальных способностей Григория Шатковского. Огромное удовольствие ей доставляют ежедневные занятия с Эльвирой Федюшиной – разработчиком методики занятий с особыми музыкантами, позволяющей развивать их талант и расширять музыкальные возможности.

Лиза – прекрасный аккомпаниатор, ее музыкальные способности не исчерпываются игрой на фортепиано и сочинением музыки. Уникальный слух позволяет ей легко запоминать партии солирующих инструментов и аккомпанировать им. Девочка пробует свои силы в игре на скрипке и арфе. На занятиях с молодым педагогом Евгенией Соколовой она познает секреты скрипичного мастерства, а педагог Любовь Юрьева прививает ей любовь к инструменту Афродиты. Лиза очень любит петь и обладает чистейшей вокальной интонацией и хрустальным голосом. Под руководством педагога Натальи Мишиной она знакомится с лучшими примерами мировой вокальной музыки, разучивает на слух и исполняет оперные арии на разных языках – английском, итальянском, немецком.

Екатерина Мечетина в гостях у Лизы

Известный российский ученый, академик, создатель научной школы физиологии человеческого мозга Наталья Бехтерева определила творчество как одно из высших, если не самое высшее, свойство человеческого мозга. «Увидеть мысленно то, чего не было, услышать музыку, которой нет…», передать, материализовать ее, используя неведомые каналы души, и при этом задеть самое чистое и глубинное в душах воспринимающих – не передача ли это высочайших энергий самого Творца? «Талант моей дочери – это Божий дар и свет, который озаряет радостью все вокруг, – говорит мама Лизы Юлия. – И заметить его, а затем дать ему проявиться в полной мере – это почти то же самое, что найти родниковый источник в пустыне. Когда у ребенка нарушен канал передачи и восприятия речи, задача родителя – отыскать резервный канал обмена информацией с ним. А для этого нет ничего лучше, чем создание вокруг него благоприятной творчеству атмосферы. Классическая музыка, прекрасная русская поэзия, живопись, архитектура, преподносимые ребенку в обычных бытовых условиях – вместе с завтраком, обедом и ужином, – вот тот несложный способ открытия этого канала. Ищите его у своих особенных детей! И вы обязательно найдете именно тот источник, через который проходит божественная энергия обогащения вашего ребенка и происходит творческая отдача».

Творчество Лизы – это радость преодоления и созидания. Преодоления боли (Лиза перенесла шесть операций по реконструкции руки), преодоления внутренних препятствий (отсутствие полноценной речи) и отражение того прекрасного, что есть в нашем мире, через призму ее таланта.

Процент нормотипичных людей и людей с аутизмом, которые могут стать музыкантами, примерно равен. Но для этого необходимы оптимальные условия: ежедневные профессиональные занятия с педагогом, направляющим импульс ребенка в нужное русло. В Лондоне есть фонд AMBER-Trust, созданный с целью дать музыкальное образование детям с особенностями развития. На сайте фонда выложены истории музыкального образования каждого ребенка с различными диагнозами. По мнению основателя фонда профессора Адама Окельфорда, даже самая тяжелая степень инвалидности ребенка не может быть препятствием для его музыкальных достижений. Любые ограничения, которые могут испытывать дети в своем музыкальном образовании, возникают как следствие отношения учителей, а не их способа восприятия и понимания мира. В нашей стране дети с аутизмом учатся в музыкальных школах и училищах, но это единичные примеры. Есть музыкальные студии, в которых педагоги-профессионалы занимаются с особенными детьми по разным направлениям. Для педагогов самым ценным является практический опыт с опорой на научные изыскания, потому что есть общие моменты, характерные именно для детей с аутизмом, и это можно учитывать в работе. Так, готовятся к печати рекомендации по обучению особенных детей игре на фортепиано, их автором является педагог Лизы – Эльвира Евгеньевна Федюшина. В сборнике она рассказывает о своем опыте обучения игре на инструменте детей с ДЦП. Отдельный раздел посвящен занятиям с Лизой Пушковой. В нем рассказывается о выстраивании отношений между неговорящей музыкально одаренной девочкой и педагогом классической «закваски», об их «признании» друг друга и взаимовлиянии, о становлении таланта, способах и тактиках, помогающих преодолеть сложности исполнительства и коммуникации.

Впереди у Лизы и ее педагогов – новые открытия и достижения: у таланта, как и у музыки, которую Лиза любит так вдохновенно, нет границ.


Педагог по фортепиано Элеонора Казанцева:

«Мы занимаемся с Лизой уже второй год, вместе разучиваем произведения, выступаем на концертах и конкурсах. Она одаренный ребенок, отлично слышащий, воспринимающий и передающий музыкальное содержание произведений. Девочка с успехом преодолевает технические трудности и осваивает сложный репертуар. Думаю, что для ее будущего композиторского опыта особенно важно изучение классического музыкального наследия и совершенствование техники и эмоциональной выразительности исполнения. Лиза всем нам являет пример: никакие ограничения не являются преградой к тому, чтобы ощущать и воспринимать в этом мире прекрасное и чувствовать музыку душой и сердцем. Моя главная цель в работе с Лизой – помочь ей найти собственный стиль, свою стезю в композиции, обрести самобытность и индивидуальность».

Педагог по фортепиано Эльвира Федюшина:

«Мы занимаемся с Лизой практически ежедневно уже четыре года, и ее становление как музыканта происходит на моих глазах и – чем я очень горжусь – при моем непосредственном участии. Успех Лизы – это огромный труд всех тех, кто находится с ней рядом, и, прежде всего, заслуга ее мамы, Юлии Игоревны Лаухиной. Это потрясающий результат любви, неуемной энергии и огромной веры в ребенка. Лиза – удивительная девочка, и наши занятия я считаю взаимным обучением. Природа наградила ее превосходным слухом, голосом, памятью, чувством тональности. Мы транспонируем произведения великих Моцарта и Чайковского, много сочиняем сами. При этом Лиза не разговаривает и не читает ноты, хотя знает их. Невозможно научить таких детей, как Лиза, чему-либо; мы, педагоги, можем только способствовать их развитию, предоставляя оптимальную среду, в которой они могут учиться. Моя задача, как педагога, – расширить границы ее музыкальных возможностей, в полной мере раскрыть талант, научить слушать и слышать музыку. А главным принципом в работе является стремление помочь Лизе найти свою нишу в музыкальном искусстве, стать востребованным музыкантом, для которого отсутствие полноценной речи не означает невозможность общения посредством музыки. Для достижения высокого мастерства ей необходимы ежедневные занятия. Все свободное время девочка проводит за инструментом, и ее талант расцветает благодаря упорному труду. Конечно, в наших занятиях есть свои особенности и сложности, но самое главное – мы понимаем друг друга и разговариваем на одном языке – языке музыки.

Педагог по классу композиции Анна Шатковская:

«С Лизой я начала заниматься сравнительно недавно. Она моя первая ученица из категории особенных детей. Обладая двадцатилетним педагогическим опытом, сегодня я переживаю новую и очень интересную практику взаимодействия с ребенком – без слов, только посредством музыки. В данном случае музыка становится языком нашего творческого и духовного общения. На уроках мы часто импровизируем. Процесс создания произведения напоминает складывание пазла, созидание целого из разрозненных отрывков. Так, например, родилось наше сочинение в четыре руки “Энергия жизни”. Его идеи принадлежали Лизе, а я помогала выстроить из них музыкальную форму. Она играет абсолютно в любых тональностях, и все схватывает по слуху. Мир музыки для нее очень естественный и родной. Моя главная задача, как и любого настоящего педагога, – работать на результат, на достижения и победы, чтобы гордиться ею».

Екатерина Иванова: Через музыку я раскрываю свою душу Персона

Екатерина Иванова: Через музыку я раскрываю свою душу

Иван Худяков-Веденяпин: Пока мы играем новую музыку, остаемся живыми Персона

Иван Худяков-Веденяпин: Пока мы играем новую музыку, остаемся живыми

Надежда Аверина:  Атмосферу школы «Весна» пронизывают творчество и любовь Персона

Надежда Аверина: Атмосферу школы «Весна» пронизывают творчество и любовь

Евгений Петров: Мне интересно работать с новыми идеями Персона

Евгений Петров: Мне интересно работать с новыми идеями