«Поощрение столь же необходимо гениальному певцу, сколь необходима канифоль смычку виртуоза», – перефразируем мы известный афоризм Козьмы Пруткова. В 1996 году, когда классической музыке и театру было совсем трудно в постперестроечной России, идея кого-то награждать выглядела, наверное, утопической. Но, как мы знаем, именно головокружительные фантазии имеют самые большие шансы на воплощение. Музыковеду Михаилу Мугинштейну удалось найти соратников – уважаемые газеты и журналы выступили соучредителями. Взяв хорошие образцы подобных премий, существующих в Европе, Михаил Мугинштейн привлек известных критиков для экспертной оценки достижений в сфере оперы в течение календарного года. Жюри, в которое вошли Юлия Бедерова, Екатерина Бирюкова, Нора Потапова, Петр Поспелов, Елена Третьякова, сделало свой выбор. И итоги 2017 года отразили определенные тенденции, существующие сегодня на российских оперных подмостках. Спектаклем года назвали «Альцину» Генделя – копродукцию Большого театра с фестивалем в Экс-ан-Провансе. Если учесть, что весной в аналогичной номинации на «Золотой Маске» победил «Билли Бад» – копродукция с Национальной английской оперой, то приходится сделать вывод об определенном «проседании» оперного дела в России. Получается, что «по гамбургскому счету» пока отечественный производитель не конкурентоспособен?
Событием года стало «вдохновенное искусство Хора musicAeterna в спектаклях Пермского театра оперы и балета и Зальцбургского фестиваля». И тут охотно присоединимся к голосовавшим: да, хор – несущая конструкция многих постановок Пермского театра. И даже больше – самые оригинальные спектакли, такие как «Королева индейцев» и «Cantos», вообще не состоялись бы без этого уникального организма, выпестованного его художественным руководителем Теодором Курентзисом и главным хормейстером Виталием Полонским. Награду забрал директор театра Андрей Борисов, а за своих коллег «отдувались» сопрано Зарина Абаева и баритон Константин Сучков – отличные молодые певцы, сумевшие тронуть сердце искушенной публики вердиевским «Трубадуром».
«Порадуемся, что на сцене “Новой Оперы” – наш современник, ныне живущий композитор. Значит, оперный жанр тоже жив», – так приветствовал Владимира Раннева на церемонии награждения его коллега – шеф-редактор издательства «Композитор», критик и сам композитор Петр Поспелов. В номинации «Мировая премьера‑2017» победила экспериментальная «Проза» Раннева, поставленная им самим в московском «Электротеатре Станиславский» в тандеме с художником Мариной Алексеевой и музыкальным руководителем Ариной Зверевой. По мнению рецензентов, побывавших на премьере, это – «театральный гезамткунстверк, хотя и совсем не такой, о каком мечтал Вагнер» (Дмитрий Ренанский). В описании все выглядит затейливо и необычно: кроме поющих артистов есть видео, сделанное в жанре комикса, а также параллельная драматургия двух историй. Поскольку в основе либретто два рассказа – «Степь» Чехова и «Жених» Мамлеева. Пожалуй, стоило в «Новой Опере» показать хотя бы кусочек этого спектакля, разбавив привычный формат гала из классических арий и дуэтов.
Двух лауреатов публика не увидела, и их имена не были озвучены, а только опубликованы в буклете. А жаль! Аида Гарифуллина совершенно справедливо была выбрана певицей года – за феерический дебют в Опера Бастий в Париже, где она спела Снегурочку и Мюзетту. Пока молодая артистка не останавливается на достигнутом: пример тому – ее участие в концертной версии «Искателей жемчуга» Бизе на Зальцбургском фестивале. В этой сладкой французской мелодраме она услаждала слух безупречным вокалом и стильной интерпретацией. Не было и «Кавалера оперы» Валерия Гергиева. Тут уж, как говорится, без комментариев: этот дирижер и опера давно стали синонимами в сознании миллионов людей на нашей планете. Но зато Мариинский театр, маэстро и себя самого великолепно представил Владислав Сулимский, совершивший за последние два года впечатляющий рывок в лидеры. Второго такого мощного баритона, имеющего индивидуальную окраску и обладающего на данный момент идеальным вокальным аппаратом, найти будет трудновато. Прибавим к этим достоинствам главное – талант музыканта-интерпретатора, рождающего сильные, запоминающиеся характеры, будь то Симон Бокканегра, Альберих, Ги де Монфор, Риголетто или Томский. Сулимский побаловал публику «Новой Оперы» не только сольными номерами, но и великолепным дуэтом с Ильдаром Абдразаковым, «певцом года‑2016», который передал эстафету своему коллеге по цеху. С воодушевлением зал встретил и «певца года‑2015», баса Дмитрия Ульянова, который очень востребован в русском репертуаре. Его коронные партии – в «Хованщине», «Князе Игоре», в постановке которого в Зальцбурге он ухитрился спеть и хана Кончака, и князя Галицкого – выступить и «за наших», и «за ваших».
Чтобы программа выглядела гармоничной и не превратилась только в узко цеховую встречу, организаторы мудро пригласили почетных гостей – замечательных певцов, которые в не меньшей мере могли бы претендовать на статуэтку «Пречистой Богини» работы скульптора Пааты Мерабишвили. Это колоратурное меццо Виктория Яровая, чей голос подобен Изабелле Кольбран, для которой некогда упоительный Россини сочинял свои головоломные фиоритуры. Виктория просто поразила спринтерской скороговоркой в арии из совершенно неизвестной у нас оперы «Бианка и Фальеро» Россини. Получился какой-то цирковой номер, исполненный с двести процентной стабильностью.
«А сейчас выйдет самая успешная и красивая вокальная пара в России», – анонсировал следующий выход Дмитрий Сибирцев, соведущий церемонии на правах хозяина «Новой Оперы». «Но это не те люди, о которых вы могли подумать», – пошутил предводитель теноров XXI века, намекая на… Впрочем, каждый волен представить свои персоналии, а на сцену вышли Алексей Татаринцев и Агунда Кулаева, спевшие фрагменты из белькантовых опер Доницетти.
Михаил Мугинштейн мыслил церемонию награждения не как пафосный «правительственный концерт» с длинными речами, а как просветительскую акцию, путешествие в мир оперы и знакомство с разными стилями и выдающимися интерпретаторами. Если с веком романтизма все более-менее понятно, то в старинной опере мы все еще осваиваемся и всякий раз по-детски радуемся новым именам. Таким открытием стала солистка Большого театра Анна Аглатова, год назад благодаря участию в «Альцине» утвердившая себя в статусе крутой барочной певицы. Она без стеснения пользуется сходством с Чечилией Бартоли и успешно переняла некоторые вокальные и артистические «примочки» этой примадонны. Что ж, когда есть такой образец для подражания, и тебе удается приблизиться к оригиналу, то кроме «браво» ничего не скажешь. Звездопад вокалистов в этот вечер сопровождал тактичный аккомпанемент оркестра «Новой Оперы» под управлением Андрея Лебедева: если представить, что с кем-то из солистов музыканты встретились только за пару часов до начала гала, то профессионализму и стабильности коллектива можно только порадоваться.
Когда в статье сплошные комплименты, то это вызывает сомнения: а вдруг автор хвалит из цеховой солидарности? Но что ж поделать, если «Casta Diva» собрала действительно самые «сливки», все лучшее, что есть на отечественных просторах. В условиях премии есть примечательный пункт, что присуждение премии может происходить не каждый год (пропуск связан с отсутствием выдающихся достижений). Этим объясняется такое качество и конденсат блистательных музыкантов-певцов, услышанных в этот вечер. И еще. Награждение происходило накануне дня рождения Дмитрия Хворостовского, и символично, что среди лауреатов и выступавших в большинстве оказались именно низкие мужские голоса, словно дух безвременно ушедшего певца витал и осенял собравшихся в «Новой Опере».