На симфонической карте России Челябинск отсутствовал долгое время: симфонический оркестр, основанный в 1938 году, уже в 1950-х был передан открывавшемуся в городе оперному театру, и более семидесяти лет крупный индустриальный центр существовал без своего коллектива. В 2019 году новый губернатор региона Алексей Текслер наконец приступил к решению застарелой проблемы, профинансировав создание нового оркестра. Первые пять лет у штурвала стоял челябинец Адик Абдурахманов, но его скоропостижная кончина в феврале прошлого года стала для коллектива первым серьезным потрясением на творческом пути. Новым «капитаном» был избран молодой, амбициозный и яркий Алексей Рубин. Концерт в Москве, приуроченный к праздничному Дню образования Челябинской области, стал, таким образом, своеобразной столичной «презентацией» нового руководителя и его долгосрочных планов.
Подлинным подарком для Москвы стало целое созвездие солистов, принявших участие в вечере. Первое отделение было отведено вокальной музыке, и на сцене блистали Ольга Перетятько и Дмитрий Корчак. Каждый исполнил традиционные для праздничных концертов номера: Каватину Нормы, Песенку Герцога из «Риголетто», «Поцелуй» Ардити и другие хиты вокального репертуара. Наибольший отклик публики вызвали дуэты из вердиевской «Травиаты»: внесший ноту трагизма Parigi o cara и, конечно же, обязательная «Застольная песня» из первого действия. Две увертюры, представленные оркестром в первом отделении (из опер «Сорока-воровка» Россини и «Сила судьбы» Верди), убедительно продемонстрировали возможности оркестра, но самым впечатляющим номером стал открывавший вечер знаменитый «Танец рыцарей» Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта» – квинтэссенция напористой энергии дирижера и коллектива, их дерзкого задора и «юношеской» уверенности в собственных силах.
Второе отделение вечера началось с Концерта для двух фортепиано Пуленка, который безупречно исполнили маленькие звезды фортепиано – Елисей Мысин и Лев Бакиров. Задача аккомпанемента столь юным музыкантам, пусть и привычным к сцене, представляет особую сложность для дирижера, но Алексей Рубин в полной мере справился с ней: оркестр деликатно поддерживал солистов, не нарушая прозрачной ткани фортепианной фактуры Пуленка. Впрочем, двое юных пианистов из Маtsuev team лишь подготовили появление самого Дениса Мацуева. Каждый выход на сцену «главного пианиста страны» с очевидностью становится праздником не только для публики, но и для него самого. Не стал исключением и этот вечер. Мацуев в свое время горячо поддерживал идею создания коллектива, поэтому неудивительно, что у оркестра с ним особый творческий союз. В качестве подарка пианист выступил в одном их своих альтернативных «коронных амплуа» – в джазе. Были представлены и «золотой стандарт» в виде Spain Чика Кориа и «Мамбо» из «Вестсайдской истории» Бернстайна, и зажигательное переложение хитов из сюиты «Пер Гюнт» Грига, и даже юношеское сочинение самого Мацуева – Баллада, которую пианист исполняет лишь по особым случаям. В команде джаз-бенда вместе с пианистом были Андрей Иванов (контрабас) и Александр Зингер (ударные). Впрочем, «джаз по-мацуевски», неизменно заводящий публику, новостью для нее давно уже не является, и главным открытием стало эффектное выступление в этом стиле оркестра Челябинской области, доказавшего свое мастерство не только в серьезной академической музыке.
В приветственном слове Денис Мацуев отметил, что не любит словосочетание «региональные оркестры», чувствуя в нем оттенок снисходительного снобизма. Ныне же оно и вовсе кажется ошибочным: Симфонический оркестр Челябинской области способен на равных конкурировать с московскими и петербургскими коллективами, и в этом аспекте культурное противопоставление столиц и провинции кажется уже бессмысленным. При первом руководителе оркестр развивался в темпе Allegro molto, c Алексеем Рубиным он может достигнуть Presto. Звание «артиста “Радио России”», о вручении которого дирижеру было объявлено со сцены музыкальным обозревателем Ольгой Русановой и заместителем генерального директора «Радио России» Владиславом Коваленко в самом начале вечера, в этом контексте не только награда за уже достигнутое, но и знак больших надежд, возлагаемых на Алексея Рубина и вверенный ему коллектив, пожелание новому капитану «семи футов под килем» в море отечественной культуры.