31 января — 11 февраля
Вечера музыки Сергея Ахунова
Галерея «Нико»
Три концерта и никакого юбилея. Обещан живой Пелевин. Правда, в виде «Искусства легких касаний» (2024) для двух скрипок. По словам автора, Сергея Ахунова, пелевинское название (которое писатель «любезно разрешил использовать») настолько его захватило, «а сочиненные темы показались настолько роскошными», что появилась Сюита. Ее и исполнят на третьем вечере скрипачи Марианна Тертерян и Глеб Донцов, уже не один год работающие в Китае.
На втором концерте, 6 февраля, прозвучит «Джаз» (2020) для скрипки и фортепиано, по аппликациям Анри Матисса: пятнадцать пьес в исполнении Наринэ Нанаян (в чьей исполнительской биографии можно встретить и Московский камерный оркестр Musica Viva, и ГАСО России имени Е. Ф. Светланова, и OpensoundOrchestra) и Анны Цагарелли (выступавшей и в составе «Русского трио»).
Открытием же цикла станет исполнение пианисткой, художественным руководителем Île Thélème Ensemble Натальей Соколовской всех двадцати «Эскизов» (создававшихся с 2015 года). Организаторы подчеркивают, что в таком количестве в одной программе эти пьесы прозвучат впервые, и что пять из них вообще еще не исполнялись на публике.
Сергей Ахунов по-прежнему не пытается удивить ни новизной языка, ни радикальностью инструментария. Во времена экспериментов, некоторые из которых уже «отцветают» в поставангардном «саду», он про красоту и тональность, что наверняка подхлестнет искателей «нормальных историй» устремить стопы в «Нико».
2 февраля
«Скрипичный концерт» Владимира Горлинского: мировая премьера
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Сочинение создано в 2024 году в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты». Подзаголовок Концерта для скрипки с оркестром Владимира Горлинского — «Поэма без героя», и это еще одна история, когда композитору пришлось обращаться к автору (не к самой Анне Ахматовой, по понятным причинам, а к ее наследнику) литературного первоисточника за разрешением на использование названия. При чем здесь ахматовская поэма? Горлинский говорит, что в своем концерте размышляет о природе жанра и переосмысливает идею «соло», рассматривает фигуру солиста через уход от центра: «В этом сочиненном мире солист избегает центра, “быть главным”, но при этом не становится и побочным. В ходе концерта он “ищет место”, находится в параллельном движении, которое странно резонирует с оркестром».
Концерт написан для Даниила Когана, который исполнит его вместе с РНМСО под управлением Федора Леднёва в абонементе «Другое пространство. Continuo».
2, 27 февраля
Берио в Перми, Шостакович в Москве: Филипп Чижевский
Пермский театр оперы и балета
МКЗ «Зарядье»
Что общего у двух концертов, территориально «разбросанных», приходящихся на начало и конец месяца? Почему их стоит анонсировать вместе? Оба обусловлены памятными датами (пускай вторая и не заявлена в программе, но для нас эта привязка очевидна): столетием со дня рождения Лучано Берио и пятидесятилетием со дня смерти Дмитрия Шостаковича. Объединяет концерты и фигура дирижера — Филиппа Чижевского. В Перми, с театральным оркестром, он исполнит сочинение Берио Rendering (1988–1990), содержащее в себе «отреставрированные» фрагменты неоконченной Десятой симфонии Шуберта. В Москве, в Большом зале «Зарядья», в исполнении БСО под управлением Чижевского прозвучит Пятнадцатая симфония Шостаковича. За свои более полувека жизни она исполнялась многократно и нередко удачно, но хотелось бы из всего этого разнообразия выделить две относительно свежие по времени и абсолютно «прорывные» по сути интерпретации: первая принадлежит Владимиру Юровскому (с Госоркестром имени Светланова в КЗЧ, январь 2022 года), вторая — Федору Леднёву (с тем же ГАСО в том же зале, март 2024-го). Концерт Чижевского с Пятнадцатой (пусть и не с возглавляемым им теперь Госоркестром), безусловно, интересен и в этой связи.
13 февраля
Александр Сладковский и musicAeterna: Шостакович
Капелла Санкт-Петербурга
С оркестром Теодора Курентзиса художественный руководитель и главный дирижер ГАСО Республики Татарстан выступает не впервые. В мае 2024-го Александр Сладковский представил в Капелле Санкт-Петербурга программу из сочинений Дворжака. Теперь — там же и с тем же коллективом — Шостакович. Одна из ключевых для Сладковского (и его главного оркестра) фигур: в 2017-м «Фирмой Мелодия» были изданы комплектом все пятнадцать симфоний.
В нынешней программе — Симфония № 10 и Первый скрипичный концерт с солисткой Ольгой Волковой — концертмейстером musicAeterna. Исполнительско-композиторский тандем настолько прочен, насколько это представляется поклонникам. Есть шанс эту прочность перепроверить.
С 24 февраля
«Холода»: советский авангард до оттепели
ДК «Рассвет»
Полезная вещь: оценивать молодые коллективы не концертами, а циклами. Такая возможность была в «Рассвете» в конце прошлого года, в связи со 150-летием Шёнберга (камерный оркестр «Околобаха» Максима Бетехтина). Новый цикл начинает вместе со своим камерным оркестром Prometheus дирижер Михаил Калицкий. В названии «Холода» — горячая память об одноименной песне Леонида Фёдорова (в начале каждого концерта она будет звучать в новой аранжировке, исполняемая различными составами), а также о «заморозках, морозах и отмороженности в истории советской музыки (и в истории восприятия этой музыки)».
В пяти концертах, с февраля по май, планируется выборочно представить «новую музыку в СССР между революцией и оттепелью». В каждом из концертов — десятилетие. Первый вечер отдан 1920-м, произведениям Дешевова, Мосолова, Рославца, Лурье, Шостаковича и трем составам — квартету, секстету и октету.
28 февраля
«Ожидание» Таривердиева: премьера в Новосибирске
ГКЗ имени А. М. Каца
Новосибирской премьерой монооперы, написанной Микаэлом Таривердиевым специально для московского Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского и впервые показанной 26 октября 1985 года (солистка — Мария Лемешева), завершится Первый Международный Сибирский оперный фестиваль Василисы Бержанской. В основе «Ожидания» — посвященная Таривердиеву поэтом Робертом Рождественским поэма «Ожидание (Монолог женщины)». Василиса Бержанская исполнит эту монооперу (о которой композитор писал, что ее гармонический язык «мог бы быть более терпким, насыщенным», но он, Таривердиев, «все же предпочитает язык эмоциональный») вместе с Сибирским фестивальным оркестром и дирижером Михаилом Симоняном.