Известная греческая пианистка Теодосия Нтоку, воспитанница легендарной Марты Аргерих, выступила в Московской филармонии с ГАСО России имени Е.Ф.Светланова под управлением Дмитрия Синьковского. Марта Аргерих отзывается о Теодосии как об «отличном, чрезвычайно талантливом, увлеченном музыканте и блестящей пианистке с очень щедрым темпераментом». В своей игре она искусно сочетает определенную техническую свободу и смелость интерпретаций. Благодаря Марте Аргерих и участию в ансамбле с ней, о Теодосии Нтоку узнали в разных частях света. Вместе они совершили немало гастрольных турне, записали компакт-диск. В нашей стране Теодосия выступила впервые и осталась довольна благосклонным приемом публики как в Перми, так и в российской столице.
Накануне концерта в Москве Теодосия Нтоку (ТН) рассказала в интервью Виктору Александрову (ВА) о своей дружбе с Мартой Аргерих, почему ее так увлекает русская музыка, как возможно сочетать концертную практику с менеджментом и чем примечательны транскрипции симфонических произведений в камерном ансамбле.
ВА Теодосия, как сложилась ваша исполнительская карьера?
ТН Я родилась и выросла на Родосе, играть на фортепиано начала в двенадцать лет. На моем маленьком острове нет традиции классической музыки. У нас дома было старое электронное пианино, я перебирала клавиши, пыталась найти собственный звук, пока не попросила маму разрешить мне профессионально изучать музыку. Я сразу поняла, что это мой мир, в котором найду свое место. Так начинались мои приключения. Каждые выходные мы с мамой путешествовали по тридцать шесть часов на корабле до Афин. Там в специальной музыкальной школе я занималась со своим первым педагогом по фортепиано. Затем мы переехали в столицу Греции, я окончила Национальную консерваторию, а потом продолжила обучение в Лондоне, Берлине, Будапеште и Нью-Йорке.
ВА Вы возвращаетесь с концертами в Грецию?
ТН Довольно часто. В декабре прошлого года в Афинском концертном зале «Мегарон» играла Тройной концерт Бетховена вместе с Максимом Венгеровым и Стивеном Иссерлисом в сопровождении Афинского государственного симфонического оркестра.
ВА Мечтаете о создании фортепианного фестиваля у себя на родине?
ТН Почему бы и нет, это хорошая идея! У меня уже есть фестиваль в Китае. Но и на острове Родос тоже может появиться фестиваль камерной музыки. Верю, что все в жизни должно происходить постепенно, просто надо идти к цели уверенными шагами, тогда все получится. Встречаясь с замечательными людьми, известными музыкантами, можно выстраивать культурные мосты между разными странами.
ВА Вы впервые играли с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова. Какие остались впечатления от сотрудничества с коллективом?
ТН За рубежом мы выступали вместе множество раз, у нас сложился замечательный творческий контакт. Концерт в Перми тоже имел грандиозный успех. Я с нетерпением жду возможности приехать в Россию еще раз. В ближайшее время отправлюсь в Казань, где в феврале сыграю Джазовую сюиту Александра Цфасмана в заключительном гала-концерте Шаляпинского оперного фестиваля. Затем вернусь в мае, где выступлю с ГАСО Татарстана: на фестивале «Белая сирень» исполню Третий фортепианный концерт Прокофьева. Это одно из моих любимых сочинений, как и у Марты Аргерих.
ВА Какие впечатления остались от общения с дирижером Дмитрием Синьковским? Вам было комфортно играть?
ТН Он не только фантастический музыкант, но и великодушный человек, так тепло относится к оркестру и солистам! Дмитрий чрезвычайно талантлив, он глубоко понимает музыку Шостаковича. Я в этом убедилась, когда исполняла Второй фортепианный концерт. С ним очень легко было играть. Но еще больше меня захватила его интерпретация Седьмой, «Ленинградской» симфонии. Дмитрий поражает прежде всего своим конструктивным мышлением, умением выстроить форму сочинения. Он рассказывал мне о новом зале «Пакгауз» на Стрелке в Нижнем Новгороде, о замечательной архитектуре этого места, и я уже загорелась идеей там выступить. Не знаю, будет ли это сольный концерт или с оркестром, но приеду туда точно!
ВА Вместе с Госоркестром вы исполнили Второй фортепианный концерт Дмитрия Шостаковича. Чем привлекает вас эта партитура?
ТН Это одно из первых сочинений Шостаковича, которое я услышала в эпизоде мультфильма «Фантазия 2000» студии Уолта Диснея. Я влюбилась в эту музыку, правда, тогда еще не знала, кто ее автор. Она мне до сих пор напоминает ностальгию детства. Второй концерт Шостакович посвятил своему сыну Максиму, и, на первый взгляд, музыка кажется такой простой и искренней. Однако это иллюзия. Очень сложный концерт, в чем-то даже превосходящий Первый концерт Шостаковича, который тоже люблю играть. Стиль композитора очевиден: произведение открывается радостной и оживленной темой, но за этими звуками скрыт темный подтекст, который ярко заявляет о себе уже в первой части, и эти контрасты происходят дальше. Шостакович – один из моих любимых композиторов. Я вообще люблю русскую музыку. Прокофьев, Рахманинов, Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский – это все те имена, к творчеству которых постоянно обращаюсь в своем репертуаре.
ВА Теодосия, как вы выстраиваете диалог с аудиторией на своих концертах?
ТН Без взаимного контакта с публикой нет атмосферы события. Если в лирическом Анданте Второго фортепианного концерта Шостаковича люди начинают плакать, то я достигла своей цели. В исполнение любого произведения я вкладываю душу и очень надеюсь, что зрители испытывают те же эмоции.
ВА А как произошло ваше знакомство с Мартой Аргерих?
ТН Встреча с ней стала благословением. Марта обладает простотой, редкой человечностью и чувством юмора, которым неожиданно может сбить с толку. Задумываясь о своей исполнительской карьере после окончания консерватории, я составила список известных пианистов, у которых хотела бы дальше совершенствоваться. Там было много имен, в их числе Владимир Ашкенази. Но я решила выбрать Марту Аргерих и поехала в 2009 году в Лозанну, где она играла Второй фортепианный концерт Бетховена, дирижировал Шарль Дютуа. Как известно, Марта не занимается образовательной деятельностью. Я набралась смелости и попала к ней в артистическую после выступления. Она сразу догадалась, что я пианистка, и спросила о моей цели и откуда приехала. Марту поразил мой настойчивый характер, и она посоветовала приехать к ней через месяц в Лугано. Ради такого случая я даже переехала в Брюссель, где пианистка жила в то время. Наши встречи продолжались три года, а потом мы начали играть вместе. Я стольким обязана этой потрясающей женщине! Она фантастический друг и музыкант!
ВА Когда вы играете вместе, ощущаете ли разницу в возрасте?
ТН Ни в коем случае. Марта – это сила природы. Она иногда говорит мне: «Боже мой, я старею, а все еще чувствую себя маленьким ребенком». Ее ошеломительная игра вселяет в меня прилив молодости, это всегда такой взрыв эмоций и фейерверк музыки!
ВА Как происходила запись совместного бетховенского альбома для лейбла Warner Classics?
ТН Возможность записываться и играть с Мартой вдохновляет, но в то же время требует огромных усилий. Мы записывали этот компакт-диск во время пандемии коронавируса. Любой неосторожный шаг мог иметь непредсказуемые последствия для жизни, поэтому отправляться в Лугано и участвовать в аудиозаписи на радио Итальянской Швейцарии было небезопасно. Но мы рискнули. Музыка Бетховена разрушила локдаун, и мы с Мартой погрузились в мир волшебных и таинственных гармоний Шестой, «Пасторальной» симфонии. Непросто исполнять это сочинение фортепианным дуэтом. Мы постоянно думали, искали, как можно вдвоем выразить те мысли и идеи, которые Бетховен претворил в симфоническом звучании.
ВА Как вы считаете, насколько важны транскрипции симфонической музыки для фортепиано?
ТН Аранжировки Шестой симфонии Бетховена в разное время осуществили Франц Людвиг Шуберт и Теодор Кирхнер, Карл Черни, Вильгельм Мевес и Сельмар Багге. Слушать симфонию в оригинальной версии – это особое ощущение. Мы выбрали редакцию Сельмара Багге – немецкого органиста и музыковеда, который в 1860-х годах был редактором известной лейпцигской газеты Allgemeine musikalische Zeitung. В нашей записи мы постарались вникнуть в детали транскрипции. Например, «Сцена грозы» звучит очень масштабно, там очерчиваются все темы, которые затем искусно сочетаются с фугой и остальным материалом.
ВА На этом же диске звучит знаменитая Соната ре минор, op. 31 № 2, имеющая подзаголовок «Буря».
ТН Это одна из моих любимых сонат. Она созвучна моей натуре и излучает особую энергию, тепло и страсть. А еще это дань уважения природе и всей планете, которая переживает сегодня сложные времена.
ВА Каким будет следующий альбом, пока не решили?
ТН Еще нет. В последнее время я об этом даже не задумывалась, потому что сосредоточена на фестивале в Китае, куда приезжает много разных артистов.
ВА Теодосия, давайте немного соприкоснемся с историей проекта China Music Series. В чем идея и предназначение Всемирного фестиваля камерной музыки в Гуанчжоу?
ТН Я часто играю в Китае. Однажды мне предложили поучаствовать в одном международном фестивале камерной музыки в Гуанчжоу. И я так прониклась атмосферой концертов, что согласилась стать художественным руководителем. С 2026 года у нас будет больше сезонных выступлений, расширится формат программ, так как наличие нескольких площадок в Гуанчжоу позволяет делать большое количество концертов. Публика буквально наводняет залы, и там не только китайцы, но и люди из других стран. Этот фестиваль со временем станет музыкальным брендом Поднебесной.
ВА Каких музыкантов вы туда приглашаете?
ТН Марта Аргерих, Максим Венгеров, Миша Майский, Стивен Иссерлис, Дэниел Хоуп – наши частые гости. В прошлом году впервые приехал прославленный американский скрипач израильского происхождения Гил Шахам. Марта Аргерих исполнила с ним и молодым французским виолончелистом Эдгаром Моро Тройной концерт Бетховена, а мы с Гилом Шахамом – Двойной концерт Мендельсона. Еще играли много других камерных произведений. В программе фестиваля участвовали молодые артисты, у которых сейчас очень хорошо развивается международная карьера.
ВА Михаил Плетнёв выступал там?
ТН Нет. Я бы с удовольствием пригласила его, но все зависит от желания и концертного графика артиста. Мы готовы принять Михаила Плетнёва, когда он захочет. Любой его концерт – это всегда событие!
ВА Теодосия, Берлин тоже стал вашим домом, еще одним. Чем вас привлекает этот город и его культурная жизнь?
ТН Берлин – большой мегаполис. За последние годы туда переехало много людей. Там прекрасные концертные залы, оперные театры, требовательная и отзывчивая публика. Германия, как и Австрия с Францией, очень сильная музыкальная держава. В Берлине я купила квартиру, которую вскоре переоборудовала в репетиционную студию, люблю там играть и разучивать новые произведения. Вследствие частых поездок и концертов я не задерживаюсь на одном месте. Моя жизнь – это бесконечные гастроли.