Уникальность фестиваля не только в том, что в программу четырех концертов были включены мало исполняемые произведения для редко появляющихся на нашей сцене составов – хольц-квинтета, брасс-квинтета, струнного секстета, фортепианного секстета. И дело даже не в том, что каждая программа по задумке организатора фестиваля виолончелиста Сергея Пономарева, концертмейстера и солиста оркестра Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, становилась своеобразным сплавом искусств: к музыке добавлялась то песочная анимация, то живопись на воде, то хореография. Уникальность фестиваля – в атмосфере любви, которая до последней клеточки пропитывала собиравшихся в ГБКЗ имени Салиха Сайдашева.
«Камерная музыка – это, прежде всего, чувство, это диалог, – раскрыл концепцию фестиваля Сергей Пономарев. – Это не оркестр, когда мы все “хором” повторяем одинаковые ноты. Это возможность каждого высказаться о самом главном. И программу каждого концерта поэтому мы выбирали все вместе».
Первый вечер назывался «Мистерия барокко», и при свечах звучали произведения Иоганна Себастьяна Баха, Клаудио Монтеверди, Орландо ди Лассо и их современников; второй вечер – «Сказка ложь, да в ней намек» – включал в себя литературно-музыкальный спектакль «История солдата» Игоря Стравинского и сюиту «Сказочные образы» Олега Облова; третий вечер был отдан камерной музыке французских композиторов рубежа XIX-XX веков Мориса Равеля, Франсиса Пуленка и Клода Дебюсси и получил название «Торжество света». Последний концерт – «Искры современности» – прошел в сопровождении специально разработанной световой партитуры. Так организаторы решили напомнить казанцам об известном земляке – ученом, руководителе легендарного СКБ «Прометей» Булате Галееве. Это его стараниями в Казани в 1962 году впервые в мире была исполнена полная версия музыкальной поэмы Александра Скрябина «Прометей» со световой партией.
Отчасти из-за своего полуофициального статуса «Прометей» не был вписан в официальную историю медиаискусства. И тем не менее с 1964 года регулярно проходили публичные концерты на светомузыкальном инструменте «Кристалл». Это благодаря «Прометею» в Казани реализовывались проекты по световой архитектуре города. Время оказалось беспощадно к его инновациям. Время, но не благодарная память, сохранившая воспоминания о пылающей творчеством личности.
«Все началось с видеоинсталляции по картинам Павла Филонова, – уточнил Сергей Пономарев. – Ее создали молодые дизайнеры казанской студии мультимедиа ImpressIM пять лет тому назад. И мы тогда же решили совместить ее с музыкой Павла Карманова. Сейчас мы повторили этот опыт и дополнили его новым видеорядом для всей программы. За это взялась продюсер Ярослава Балянина и со своей командой за короткое время создала очень достойный контент».
Памятуя, что Булат Галеев с детства тяготел к абстрактным картинам, видеоиллюстраторы пластикой создали специфическое музыкальное впечатление для глаз – особый мелодический рисунок, не подвластный рационалистическому описанию.
Так «КваРЕтет» Павла Карманова, «Эскизы к “Закату”» Леонида Десятникова, Dixi Эльмира Низамова, «180 ударов в минуту» Йорга Видмана, Lux Aurumque Эрика Уитакера, Ubi Caritas Олы Гьейло и искусно аранжированная смесь мелодий Иоганна Себастьяна Баха под названием Bach’s Lunch обрели новые краски, причем в буквальном смысле.
Видеоинсталляция по мотивам творчества Павла Филонова – самого загадочного мастера русского авангарда – сопровождала эталонную минималистскую пьесу «КваРЕтет» недавно ушедшего в лучший из миров Павла Карманова, накануне XXI века переоткрывшего удовольствие от музыки как потока времени и ясных созвучий. Звуковые иллюзии и калейдоскопические узоры струнного «КваРЕтета» – две скрипки, альт и виолончель – удивительнейшим образом обогащали мистическую живопись Филонова. И наоборот, пророческие работы Филонова приоткрывали нам скрытый смысл «КваРЕтета».
А вот сюита «Эскизы к “Закату”» для симфонического оркестра, созданная Леонидом Десятниковым на основе музыки к фильму-фантазии Александра Зельдовича «Закат» на темы Исаака Бабеля, прозвучала в авторском переложении для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано. Этот звуковой феномен Десятникова, где еврейская танцевальная мелодия «Семь-сорок» живет рядом с цитатой из Адажиетто Пятой симфонии Малера и пьесы Fratres Пярта, в блестящем исполнении квинтета, с ярким видеорядом и игрой света и цвета малоприспособленных для этого прожекторов концертного зала, стал безусловным хитом вечера, а пышные клезмерские извивы и щемящий стон скрипки в руках Марины Беговатовой позволили стать ей звездой фестивальных «Искр современности».
Разнообразие музыкальной палитры композиторов и исполнительская многогранность, показанные солистами хора и оркестра Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в четыре вечера, вряд ли позволят расставить по шкале «лучше/хуже» все увиденное и услышанное на фестивале. Каждый концерт был тем самым «ах!», ради которого и стоит жить в мире, состоящем в основном из печалей и утрат. Но этот последний концерт оказался самым эмоционально ударным.
И последнюю точку в нем – яркую, оптимистичную, взрывную – поставил Эльмир Низамов своим Dixi, что в переводе с латыни означает «Я сказал». Изначально семиминутную композицию исполняли четыре саксофона, фортепиано и ударные, но композитор уже несколько раз перекладывал музыку на разные составы, и в нынешнем концерте ее исполнили две скрипки, альт, виолончель и баян.
В этом произведении полифония достигает максимальной плотности, все здесь кружится вокруг ноты фа, она вибрирует, как пульс. Световая партитура под стать музыке: зубцы кардиограммы, футуристические волнообразные изгибы, переплетающиеся в причудливые узоры, стремительный поток неонового света, несущийся по желтым улицам города, засасывающая серебристо-мерцающая воронка времени… И слушая Dixi, вдруг осознаешь, что позади уже четверть XXI века, что мы и есть те самые новые люди, о которых мечтали фантасты, и что именно нам предсказано построить мир, в котором сказка наконец-то станет былью.