Французская звукозаписывающая фирма Aparte выпустила сборник произведений Рихарда Штрауса с участием солирующей виолончели (АР 174). В записи, осуществленной в 2017–2018 годах, принимали участие Чешский национальный симфонический оркестр под управлением Жюльена Масмо нде, скрипачка Александра Конунова, альтист Дов Шейндлин, меццо-сопрано Беатрис Урия-Монзон, пианист Вассилис Варваресос и cantus firmus этой исполнительской команды, ее «неизменный голос» – французская виолончелистка Офелия Гайяр. Особо стоит отметить, что в работе над музыкой немецкого мастера она предстала не только как блистательный исполнитель, но и как вдумчивый исследователь-музыковед: в буклете, изданном на трех языках – французском, английском и немецком, помещено ее довольно пространное и откровенное эссе «Штраус, или Волшебство искусства». В нем Гайяр, в частности, пишет: «Неприятные чувства, которые я питала к личности Рихарда Штрауса в ее публичных проявлениях, чрезвычайно проблемные позиции, которые он занимал, и его общественные функции – все это привело к тому, что до начала третьего десятилетия моей жизни я не обращала на этого композитора ни малейшего внимания. Однако я все же не смогла долго уклоняться от гипнотического воздействия его музыки, в особенности его очаровательных вокальных произведений. С той поры как я пала жертвой волшебства, заключенного в “Кавалере розы” и “Арабелле”, и земной силы “Метаморфоз”, я пытаюсь постичь его искусство нарратива, его драматическое чутье, вновь и вновь вызывать к жизни звучание его оркестровых красок. Правда, по отношению к их создателю я соблюдаю дистанцию, но не уклоняюсь при этом и от многочисленных этических и политических вопросов, неизбежно встающих на пути».
Интересна структура компакт-диска, сходная со структурой некоего камерного или симфонического собрания. Открывают его два ранних штраусовских шедевра, созданных молодым композитором для чешского виолончелиста Гануша Вигана, – Соната для виолончели и фортепиано ор. 6 (1883) и Романс для виолончели с оркестром ор. 13 (1883). За ними следуют знаменитые фантастические вариации «Дон Кихот» ор. 35 (1897–1898) – смысловая кульминация программы, а завершает ее – словно пьеса, сыгранная на бис – вокальная миниатюра «Утро» (в другом переводе – «Завтра»; 1894) на слова Джона Генри Маккея ор. 27 № 4 в авторской редакции для голоса, виолончели и фортепиано.
Сплав долгих, глубоких размышлений о музыке Р. Штрауса и интуитивного ее постижения придают этому фонодокументу особое обаяние, подпасть под которое может и опытный почитатель немецкого гения, и неофит, лишь начинающий пролагать путь к его музыке. Да и иметь под рукой полное собрание штраусовских произведений с участием солирующей виолончели, запечатленных на одном диске, – несказанно удобно!