Dvořák. Legends & Rhapsodies <br> Tomáš Netopil, Czech Philharmonic <br> Pentatone Релизы

Dvořák. Legends & Rhapsodies
Tomáš Netopil, Czech Philharmonic
Pentatone

К 120‑летию со дня смерти Дворжака лейбл Pentatone выпустил интересный диск «Дворжак. Легенды и Рапсодии» с live-записями концертов Томаша Нетопила. Известный чешский дирижер, изначально получивший образование как скрипач, уже много лет наряду с работой над классическими операми продвигает музыку своих соотечественников: Сметаны, Яначека, Мартину, Новака и, конечно, Дворжака. Исполнив его Седьмую симфонию и несколько симфонических поэм, Нетопил продолжил эту линию диском, записанным в Дворжак-холле, в Праге с Чешским филармоническим оркестром. «Я думаю, что слушатели насладятся музыкальной искренностью и радостью, исходящей от этой музыки, которая в полной мере отражает счастливый период жизни Дворжака», — такими словами он презентовал свой проект.

Для диска были выбраны сочинения композитора, которые не так часто встречаются в программах. «Легенды» были созданы сперва для двух фортепиано на волне успеха «Славянских танцев» и затем переложены Дворжаком для оркестра. Сборник состоит из десяти небольших по размеру пьес лирико-танцевального характера. Общая их атмосфера скорее камерная, спокойная. Инструментовка для парного оркестра пестрит необычными сочетаниями тембров и фактурных пластов, так как умел делать только Дворжак. «Три славянские рапсодии», написанные незадолго до «Славянских танцев», наполнены теми же эпическими образами, что и «Моя родина» Сметаны, к которой, возможно, отсылает арфовое вступление к третьей рапсодии. Каждая рапсодия — это самостоятельная инструментальная фантазия со свободной структурой и многочисленными контрастными эпизодами.

Сама идея сопоставления этих двух разных по содержанию сборников очень мудрая. Слушателю не удастся заскучать, так как его внимание постоянно фокусируется сменой разных образов и состояний. Оркестр звучит деликатно, без грубости, которой, увы, часто страдают другие записи Дворжака. Там, где это не противоречит логике развития, Нетопил добавляет rubato в движении музыки. Его продуманные интерпретации в целом сомнению не подвергаются. Отметим только один странный момент: в конце второй рапсодии темп ускоряется непропорционально. Возможно, дирижер не рассчитал требуемую скорость исполнения и в последний момент вынужден был «подстегнуть» оркестр. Запись, сделанная чешскими музыкантами, носителями культуры и традиций, уходящих корнями к временам Дворжака, имеет особый теплый колорит — музыканты играют с искренностью и личной заинтересованностью, внушающей симпатию.