На обложке нового лонгплея ансамбля Дмитрия Илугдина изображена некая абстракция, что-то «шерстяное», теплое. Можно представить себе заретушированный глаз, возможны и другие ассоциации. Но эта картинка вряд ли поможет ответить на вопрос: что же такое современный джаз и куда он движется? А вот музыка подталкивает к некоторым идеям.
Илугдин – резидент Клуба Алексея Козлова, а это в отечественной джазовой реальности синоним качества. С Илугдиным мэтр записал шикарный альбом в стиле «третье течение» – «Переосмысленная классика» (ArtBeat Music, 2011) с музыкой Равеля, Форе, Бородина, Римского-Корсакова, Вагнера, Чайковского, Сати, Бизе, соединенной с материалом звездных джазовых авторов – Пола Дезмонда и Орнетта Коулмена. Тот диск, реализованный и на виниле, уже практически разошелся, теперь выходит виниловый тираж и «Reflection», но тут звучит музыка уже только авторская.
Дмитрий – солист со сформировавшимся стилем, эстетикой и имиджем. То же можно сказать и про музыкантов трио – с Илугдиным играют Петр Ившин (барабаны) и Виктор Шестак (бас). Музыка нового диска трио ясна и прозрачна. Ни один звук не выпячивается вперед, но все они яркие, никто из музыкантов словно и не стремится солировать, но ощущение искусности и мастерства присутствует каждую секунду.
Неизбежны отсылки к эстетике лейбла ECM с его тонкостью и стильностью, что уже стало общепринятым стандартом и мемом. Первая вещь альбома названа «Transformability» – «Возможность трансформации», способность к изменению. Поначалу она бодра и мелодична, но затем от чего-то брубековского и чего-то гарднеровского, от блестящей россыпи фортепианных аккордов переходит к сравнительно более «тяжелой» поступи, демонстрирует эту самую возможность и желание меняться, которые счастливо совпадают. Далее идут композиции, среди которых есть и моторные «Прелюдии», и романтичный «Ноктюрн» – в них чувствуется тяга к созданию чего-то околоакадемического. Но при этом альбом звучит легко и спокойно, как будто музицируют дома, для дорогих людей. Словно все происходит в музыкальном салоне, в позапрошловековом, позитивном понимании этого слова.
Непрограммная музыка играет эмоциями. Выделить, вытащить из нее какие-то конкретности, точные образы затруднительно. Она прекрасно абстрактна и разворачивается постепенно, как полотно, льется, словно поток. В прошлые эпохи она сползла бы в чистую эстрадность, потеряла бы генетическую связь с импровизацией. Пожалуй, и сейчас можно констатировать, что звучит не совсем джаз – эмоционально в первую очередь. Но это и не «третье течение», нет нарочитого усложнения, показной серьезности. Альбом представляет некий новый стиль, новую музыку, эстетику, которую, кажется, ищут, нащупывают с разных сторон очень разные музыканты. Прогноз – по зитивный.