Выдающаяся меццо-сопрано современности солистка Мариинского театра Ольга Бородина впервые исполнит партию Графини в «Пиковой даме» Чайковского на сцене Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля на 43-м Шаляпинском фестивале. Своим «рецептом» этой роли певица (ОБ) поделилась с музыковедом Владимиром Дудиным (ВД).
ВД Как становятся «Пиковой дамой»?
ОБ Мой путь к Графине был долгим, не таким, как у наших великих Ирины Архиповой и Елены Образцовой, которые спели ее еще в молодости. Я никогда не видела себя в роли Графини, мне всегда казалось, что, пока молодая, незачем петь старух – и так было до последнего. Я считала себя певицей иного амплуа, начинала как колоратурное меццо, думала, что мне не надо браться за драматический репертуар. Со временем вкусы менялись, и только Россини стало недостаточно – меня увлекли драматические вердиевские партии вроде Амнерис и Эболи. Мой американский знакомый Мэтью Эпштайн, продюсер и очень мудрый человек, все время говорил: «Если хочешь держать голос в тонусе, надо возвращаться к россиниевской музыке». Был период, когда я закончила петь Россини, не подходила к его операм десять лет, перейдя на драматический репертуар. Но однажды вспомнила слова Эпштайна и решила, что пора сделать над собой усилие и вернуться к Россини – и впервые спела «Итальянку в Алжире». Дико переживала, потому что не считала себя комической певицей, а роль там в принципе комическая. Представьте себе, в New York Times я прочитала о том, что Изабелла – моя лучшая роль из тех, которые я пела в Метрополитен. Для меня было тогда удивительно, что зал разрывался от смеха, стоило мне просто выйти на сцену, встать спиной к публике, а затем повернуться к ней лицом.
ВД Американский зритель не мог не отреагировать на ваш артистизм, который не может не оценить и русская аудитория, когда вы исполняете Графиню: в четвертой картине второго действия оперы в сцене спальни вы буквально гипнотизируете зал своей песенкой.
ОБ Опера все-таки называется «Пиковая дама», поэтому я стараюсь сделать так, чтобы моя роль оправдывала название. Если честно, партию Графини в свое время я считала незначительной, когда пела Полину и Миловзора, всерьез не воспринимала, прекрасно при этом понимая, что опера вся завязана вокруг нее. А впервые тема Графини возникла, когда все мы оказались запертыми дома в пандемию. Мне позвонил Валерий Гергиев и спросил, что бы нового я хотела спеть? И я подумала, что, наверное, настал момент, когда мне можно петь несколько иные партии, скажем так, более осознанные. Когда я размышляла над этой ролью, читала историю, то пришла к выводу, что стоит сделать так, чтобы Графиня была не менее важной ролью, чем все остальные, чтобы всё действительно вращалось вокруг нее. Такой образ рождался и вырастал постепенно, сразу его сделать было очень сложно.
ВД Какой же получилась ваша Графиня? На мой взгляд, ее главное отличие от множества интерпретаций в том, что в ее пении нет старческого дребезжания, к какому прибегают большинство певиц, есть роскошь голоса, бесконечно красивого тембра, то есть возвращения этой «осмидесятилетней карге» силы ее молодости.
ОБ Это женщина с сильным характером, известная в прошлом, любимая мужчинами, капризная, не злая, но властная. Ей все давно наскучило, и только воспоминания греют ее сердце. Она устала от всего, от мишуры, как и я устала от разного рода мишуры – мне эти настроения очень близки. Я не согласна с мнением, что она была настолько озабоченной, что ей понравился Герман. В 87 лет такого произойти не может, если только это не какое-то заболевание. Когда такие реакции мне предлагались в постановках – когда мне объясняли (в частности, в Венской опере), что Герман бросает старуху на пол, задирает ей юбку, совершая соответствующий акт, от которого она умирает, – ничем иным, как абсурдом, фантазией больного человека, у которого не сложилось что-то в сексуальной сфере, я это признать не могла.
ВД Могу сказать, что подобную «смелую» мизансцену можно увидеть, не выезжая в Вену, а заглянув в Музыкальный театр Республики Карелия, где в «Пиковой даме» в постановке Юрия Александрова даже не Герман, а шальная Графиня оседлывает тенора, чтобы сообщить ему тайну трех карт…
ОБ Думаю, что это какие-то неудовлетворенности режиссера, который хочет увидеть такое на сцене и получать от этого удовольствие, на мой взгляд. Нормальному человеку, у которого все хорошо, даже в голову не придет, что у старухи в 87 лет (как в повести Пушкина) могут быть такие желания. Там вообще уже никаких желаний быть не может.
ВД А вы думаете, нельзя на территории оперы позволить немного лишнего, допустить чуточку больше, чем в реальности? Все же и опера, и образ мистические, не без эротического напряжения. Да и сегодня все так озабочены сохранением молодости во что бы то ни стало.
ОБ Да, но я не согласна, что «мистический образ» на такое способен. Мистика в другом, на мой взгляд, – в ее состоянии, энергетике, которую она производит на зал, когда все вокруг замирает – вот где мистика, а не то, что она скачет на Германе. Этот образ можно обсуждать бесконечно. И неизвестно, точно ли княгиня Голицына вдохновила Пушкина и Чайковского или это вымышленный образ. А если прототип все-таки Голицына, то тут может быть все, что угодно. Голицына была фрейлиной при четырех императорах и прожила почти до ста лет. Она была причастна к очень многим интересным историям и интригам того времени. Мистика окружает нас всегда, просто далеко не все могут это понять и поверить. Иногда нам дают это почувствовать вопреки нашей воле. Что же касается Германа, его, на мой взгляд, интересовали только деньги, и он одержимо шел к своей цели. Не думаю, что его интересовали «вопросы вечной жизни», и не факт, что Графиня знала ответ на этот вопрос. Опера Чайковского притягивает нас великой музыкой и захватывающим сюжетом, который мы никогда не разгадаем до конца. В нем каждый волен понять то, что он хочет. Невозможно совсем все объяснить. Разное время, разное ощущение и настроение, разные воспоминания. Много всего накладывается на интерпретацию. Сегодня так, завтра слегка не так, а послезавтра может быть совсем по-другому.
ВД В вашей Графине много личного. В других ролях тоже находили что-то резонирующее себе?
ОБ Думаю, нет. Стоило сделать шаг на сцену – и забывалось обо всем: о боли, неприятностях и так далее. А вот с Графиней немножко иначе. Конечно, всему всегда сопутствуют молитвы, которых я много читаю в день выступления. Все, что у меня есть, мне дано Богом, и у него я должна просить разрешения и сил, чтобы отдать максимум того, что я могу на сегодняшний день.
ВД Как живется артистам после слияния Большого и Мариинского театров? Ощущаются перемены?
ОБ Это очень трудный вопрос, мне сложно на него ответить. Слышала только о том, что Большой театр находится в шоковом состоянии, потому что там не привыкли так много работать. Не представляю, что из этого выйдет. Это хорошо в одном отношении: замечательные постановки Большого будут показывать в Мариинском и наоборот, их смогут увидеть люди, у которых нет возможности кататься в столицу. А вот во всем остальном пока непонятно. Может быть, будет одна большая труппа на два театра.